28.08.2010 5106

Нарушения связной монологической речи у младших школьников с дисграфией и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Трудности усвоения школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации. Среди них на первом по частоте месте стоят трудности в овладении чтением и письмом.

Проблема нарушения письма очень актуальна для школьного обучения. «Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли - показатель культурного уровня человека» (Л.Г. Милостивенко). А в общей системе формирования чтения и письма, овладения орфографическими умениями и навыками важнейшая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы грамотности, где дети впервые сталкиваются с абстрактными лингвистическими понятиями.

В отечественной логопедии в центре внимания стоит проблема углуб¬лённого, дифференцированного анализа природы и коррекции нарушения письма. Это связано с тем, что нарушения письма отрицательно сказываются на овладении детьми всей школьной программой, на формирование личности, на процесс школьной адаптации. В логопедии подчёркивается важность работы, направленной на наиболее раннее обна¬ружение недостаточного развития предпосылок к освоению навыка письма; разрабатываются практические рекомендации и методы по предупрежде¬нию нарушения письменной речи. И, тем не менее, в последние годы значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в овладении грамотой, растет и сеть дошкольных и школьных коррекционных учреждений.

В настоящее время выявляется, по данным И.Н. Садовниковой - 28%, а по данным Л.Г. Парамоновой - 30% школьников с нарушениями письма. Данные цифры дают наглядное представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в специализированной логопедической, психолого-педагогической, а при необходимости и медицинской помощи.

Стойкие нарушения письма (дисграфии) могут возникать у детей с нормальным интеллектом, с полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность психических процессов, часто ничем не проявляющаяся в повседневной жизни, но создающая серьезные препятствия к овладению навыками орфографии. Над данной проблемой работали и продолжают работать многие авторы, такие как И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, А.В. Ястребова и др.

Многие исследователи указывают, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит важнейшим инструментом мышления. Адекватное восприятие и воспроизведение устных и письменных учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно из¬лагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточ¬ного уровня развития связной речи.

Вопросы формирования монологической формы связ¬ной речи у младших школьников с нарушениями речевого развития в целом в теории и практике изучены. Но в то же время стоит отметить, что и сегодня особенности связной речи у младших школьников с дисграфией остаются недостаточно изученной актуальной проблемой. В частности, отсутсвует методическая система обучения монологической речи и развития структуры связного высказывания у младших школьников, страдающих дисграфией.

В связи с вышесказанным, объектом исследования является связная монологическая речь младших школьников общеобразовательной школы.

Предметом исследования являются нарушения связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией.

Целью исследования является выявление особенностей и уровней сформированности связной монологической речи в различных видах связных высказываний у детей младшего школьного возраста, страдающих дисграфией.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:

1) На основании изучения научной и специальной лингвистической, логопедической и психолого-педагогической литературы определить научно-теоретические основы констатирующего исследования.

2) Разработать методику изучения связной монологической речи у учащихся начальных классов с нарушениями письма.

3) Проанализировать в сравнительном плане количественные и качественные результаты экспериментального исследования, выявить уровни сформированности связной монологической речи в различных видах речевой деятельности у младших школьников с дисграфией и их сверстников без нарушений письма.

4) На основании сравнительного анализа определить особенности нарушений связной монологической речи у младших школьников, страдающих дисграфией.

5) Разработать методические рекомендации по формированию связной речи у младших школьников с дисграфией.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: биографические методы (анализ анамнестических данных, изучение документации); организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (наблюдение, экспериментальное исследование связной речи детей в разных формах ее реализации); обрабатывающие (метод количественной обработки данных экспериментального исследования);интерпретационные (обсуждение результатов).

Гипотеза исследования. Учитывая этиологию и симптоматику дисграфии, а также тесную взаимосвязь между устной и письменной речью, можно предположить, что у учащихся, страдающих нарушением письма, имеются специфические проявления нарушений связной монологической речи.

Теоретическая значимость работы заключается в углублении представлений о сущности, симптоматике и механизмах дисграфии, об особенностях связной монологической речи у учащихся младших классов, имеющих нарушение письменной речи. Полученные экспериментальные данные позволяют также определить общие и специфические особенности развития связной монологической речи у младших школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Практическая значимость исследования. Сравнительные результаты исследования уровней сформированности связной речи у исследуемых детей будут способствовать ранней диагностике, позволят найти наиболее оптимальные пути коррекции нарушений связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией, что в значительной степени обеспечит разностороннее развитие личности детей, страдающих дисграфией, их школьную адаптацию.

Положения, выносимые на защиту:

– Сравнительное исследование особенностей и уровней сформированности связной монологической речи у младших школьников с дисграфией и их сверстников с нормальным речевым развитием позволяет уточнить представления о специфике связной речи у учащихся с нарушениями письма.

– Уровень сформированности монологической речи у младших школьников, страдающих дисграфией, значительно ниже, чем у их сверстников без нарушений речи.

– У учащихся с дисграфией при продуцировании связных высказываний нарушено как смысловое программирование, так и языковое оформление связных высказываний.

– Уровень связной речи у младших школьников с дисграфией неодинаков и во многом зависит от характера задания, от того, какова степень самостоятельности смыслового программирования этого задания, есть или нет наглядный или текстовый материал.