17.08.2010 23867

Методика исследования связной речи у дошкольников (Исследование внутреннего программирования связных и отдельных высказываний)

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

I. Исследование диалогической речи

1. Исследование диалогической речи с опорой на серии сюжетных картинок.

Материалом для исследования служит серия из 4-х сюжетных картинок «Мальчик и ласточка»: 1 - Ласточка свила гнездо около окна. 2 - Птенчик упал из гнезда. 3 - Мальчик увидел птенчика. 4 - Мальчик положил птенчика в гнездо.

Процедура исследования. Ребенку последовательно по одной предлагаются картинки указанной серии. Предыдущие картинки не убираются.

Инструкции. В процессе рассматривания картинок ребенку даются инструкции: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи...» Задаются следующие вопросы:

– Где ласточка свила гнездо?

– Кто был в гнезде?

– Что случилось с одним птенчиком?

– Кто увидел на земле птенчика?

– Что сделал мальчик?

Критерии оценок: соответствие ответа ситуации; характер языкового оформления ответа: предложением, словосочетанием, словом.

Ответы оцениваются в баллах следующим образом: ответ не соответствует ситуации - 0, ответ соответствует изображенной ситуации - 1, ответ дан в виде слова - 1, в виде словосочетания - 2, в виде предложения - 3 балла.

Определяется уровень выполнения задания: I (самый высокий) уровень - ответ соответствует ситуации, дан предложением; II уровень - ответ соответствует ситуации, дан одним словосочетанием; III уровень -ответ соответствует ситуации, дан одним словом; IV уровень - ответ не соответствует ситуации, дается формой слова.

2. Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку.

Материалом для исследования служит сюжетная картинка «В лесу»: Дети гуляют в лесу. Девочка и мальчик собирают в кружки землянику. Девочки сорвали ландыши.

Процедура и инструкции. Ребенку предлагается картинка и даются следующие инструкции: «Рассмотри внимательно картинку. Скажи...». Задаются следующие вопросы по содержанию картинки:

– Куда пришли ребята?

– Что дети увидели в лесу?

– Куда дети собирают землянику?

– Какие цветы сорвали девочки?

Критерии оценок: соответствие ответа изображенной нл картинке ситуации; характер языкового оформления: предложением, словосочетанием, словом.

Ответы оцениваются в баллах аналогично предыдущему заданию.

Определяются уровни выполнения задания (см. 1.).

II. Исследование монологической связной речи

1. Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.

1) С опорой на серию сюжетных картинок.

Материалом исследования служит серия сюжетных картинок «Мальчик и ласточка».

Процедура и инструкция. После отработки содержания картинок с помощью вопросов (см. Исследование диалогической речи) ребенку дается инструкция: «Составь рассказ «Мальчик и ласточка». Картинки не убираются. В случае длительных пауз повторяется вопрос к картинке, показывается картинка, по которой надо рассказать.

Критерии оценок. Рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации; целостности: наличия всех смысловых звеньев, правильной их последовательности; характера языкового оформления: грамматической правильности предложений, наличия связующих элементов между предложениями.

Рассказы оцениваются в баллах. Определяется уровень смысловой целостности и связности (языкового оформления), а также способа выполнения задания.

Уровни семантической оценки текста:

I уровень (самый высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и др. связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Оценка - 4 балла.

II уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность не нарушена, не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Оценка - 3 балла.

III уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья искажены (1-2), б) имеются основные смысловые звенья, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). Оценка - 2 балла.

IV уровень (низкий). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не вскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. Оценка - 1 балл.

V уровень - отсутствие рассказа. Вместо рассказа - ответы на вопросы либо воспроизводится 1-2 предложения. Оценка - 0 баллов.

Уровни языкового оформления текста:

I уровень (самый высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Оценка - 4 балла.

II уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Оценка - 3 балла.

III уровень (средний). В рассказе имеются лишь отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют или представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. Оценка - 2 балла.

IV уровень (низкий): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания рассказа предложений. Оценка - 1 балл.

V уровень: а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа- 1-2 предложения. Оценка - 0 баллов.

2) С опорой на сюжетную картинку.

Материалом исследования служит сюжетная картинка «В лесу».

Процедура и инструкция. После отработки содержания картинки с помощью вопросов (см. Исследование диалогической речи) ребенку дается инструкция: «А теперь составь рассказ по этой картинке. Он будет называться «В лесу». Картинка не убирается. В случае значительных затруднений, длительных пауз задается один из вопросов диалога.

Критерии оценок, а также уровни оценки рассказа с учетом выделенных критериев те же, что и при анализе рассказа по серии сюжетных картинок.

2. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.

Материалом исследования служат следующие серии сюжетных картинок:

– серия из 3-х сюжетных картинок «Гроза»: Дети собирают траву (щавель). Пошел дождь, дети убегают. Дети спрятались в шалаш;

– серия из 4-х сюжетных картинок «Верный друг»: 1 - Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу. 2 - Лодка покачнулась. 3 - Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду. 4 - Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег;

– серия из 4-х сюжетных картинок «Кот и грач»: 1 - Грач и грачата сидят в гнезде. 2 - Грач улетел, а грачата остались одни. 3 - Кот залез на дерево, чтобы схватить грачат. 4 - Грач клюнул кота в нос. Кот упал с дерева.

Перед ребенком выкладывается серия сюжетных картинок в беспорядке (для серии «Гроза» - 2, 1, 3, для серии «Верный друг»- 2, 4, 1, 3, для серии «Кот и грач» - 3, 1, 4, 2).

Инструкция: «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке».

Если ребенок раскладывает картинки правильно, выполнение задания одобряется: «Ты правильно разложил. Молодец. А теперь составь рассказ по этим картинкам, который будет называться... (Гроза. Верный друг. Кот и грач)».

Если ребенок неправильно раскладывает картинки, экспериментатор говорит: «Ты тоже разложил картинки неправильно. Посмотри, в каком порядке их надо разложить». Далее картинки раскладываются в правильной последовательности, после чего дается инструкция: «А теперь внимательно рассмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться... (Гроза. Верный друг. Кот и грач.)».

Прежде всего оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок. Правильное выполнение задания по серии из трех картинок оценивается в 3 балла, по серии из четырех картинок - в 4 балла. Неправильное выполнение задания оценивается в 0 баллов.

Далее оценивается характер составленного рассказа. Критерии оценок и уровни выполнения задания по составлению рассказа аналогичны представленным ранее.

3. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Материалом исследования служат сюжетные картинки «Зимние забавы», «Летом на даче».

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается сюжетная картинка, дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться... (Зимние забавы. Летом на даче.)».

Рассказ оценивается по представленным выше критериям и уровням выполнения задания.

4. Исследование пересказа.

1) Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Материалом исследования служит серия из 4-х сюжетных картинок «Вася и Жучка» и устный текст: «Вася важно идет в школу. А собака Жучка несет его портфель. Вдруг Жучка увидела кость. Она бросила портфель, схватила кость и несет за Васей. Около школы Вася оглянулся и хотел взять у Жучки портфель. А в зубах у Жучки вместо портфеля кость. Долго смеялись ребята над его бедой».

Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ и покажу картинки. А ты внимательно слушай рассказ и приготовься его пересказать. Рассказ называется «Вася и Жучка». Далее выкладывается первая картинка и одновременно читается соответствующий фрагмент текста. Затем выкладывается вторая картинка и т. д. После прочтения последней фразы текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется «Вася и Жучка». Картинки не убираются.

Критерии оценок. Рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации (искажения, добавления): целостности (наличие всех смысловых звеньев, правильная их последовательность); полноты пересказа (наличие пропусков); характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений, наличие связующих элементов между предложениями); способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора).

Рассказ оценивается в баллах, уровень выполнения определяется аналогично представленным выше оценкам и уровням.

2) Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Материалом исследования служит серия из 4-х сюжетных картинок и устный текст русской народной сказки «Лиса и журавль».

Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента давалась следующая инструкция: «Сейчас я расскажу тебе сказку «Лиса и журавль» и покажу картинки. А ты внимательно слушай и приготовься пересказать». Экспериментатор читает сказку и одновременно выкладывает соответствующие содержанию картинки. После прочтения сказки дается инструкция: «А теперь перескажи эту сказку. Она называется «Лиса и журавль». Картинки не убираются.

Критерии оценок и уровни выполнения задания аналогичны вышеприведенным.

3) Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку.

Материалом исследования служат сюжетные картинки и устные тексты русских народных сказок «Три медведя» и «Две козы» («Три медведя»: В домике жили три медведя. Один медведь был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше. А третий был маленький медвежонок. Звали его Мишутка. «Две козы»: На узкой тропинке в горах встретились две козы. С одной стороны была гора, с другой - глубокая яма (пропасть). Остановились козы. Что же им делать? Тогда одна коза легла и прижалась к земле, а другая осторожно перешла через нее. Так обе козы разошлись, и каждая пошла своей дорогой.).

Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ и покажу картинку к этому рассказу. А ты внимательно слушай и приготовься пересказать. Рассказ называется... (Три медведя. Две козы.)». Перед ребенком кладется картинка и зачитывается текст. После прочтения рассказа дается инструкция: «А теперь перескажи то, что я прочитала».

Пересказы оцениваются по критериям и уровням, описанным выше.

4) Пересказ текста без опоры на наглядность.

Материалом исследования служат короткие и более длинные тексты: «Катя и Маша», «Весна», «Галка и кувшин».

«Катя и Маша»: Пошла Катя утром за грибами в лес и взяла с собой Машу. А Маша была маленькой. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину и перенесла через речку.

«Весна»: Пришла весна, растаял снег, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочки и пустили их по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.

«Галка и кувшин»: Было жарко. Галка захотела пить. А воды поблизости не было. На дворе она увидела кувшин. В кувшине была вода. Галка попробовала попить воды, но не могла достать. Вода была на самом дне, а кувшин был узкий. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднималась все выше и выше. И галка смогла напиться.

Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно его послушай и приготовься пересказать». Текст прочитывается. После прочтения текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется... (Катя и Маша. Весна. Галка и кувшин.)».

Критерии оценок и характер оценки рассказов аналогичны выше представленным.

5. Исследование самостоятельного рассказа.

Ребенку дается следующая инструкция: «Расскажи какой-нибудь мультфильм».

Кроме критериев, использованных при оценке рассказа по серии сюжетных картинок, пересказов, при оценке самостоятельного рассказа учитывается и критерий степени понятности текста. С учетом этого критерия рассказ оценивается по 3-балльиой системе: восприятие текста значительно затруднено - 1 балл; текст в основном понятен, но имеются затруднения при понимании отдельных деталей текста - 2 балла; текст полностью понятен - 3 балла.

III. Исследование внутреннего программирования отдельных высказываний

Материалом исследования служат сюжетные картинки, дающие возможность структурировать различные типы высказываний.

1. Субъект - предикат (подлежащее + глагольное сказуемое). Например: Мишка сидит. Стрекоза летит. Рыбка плавает.

2. Субъект - предикат - объект (подлежащее + глагольное сказуемое + прямое дополнение). Например: Девочка читает книгу. Мальчик ест суп. Девочка вымыла галоши.

3. Субъект - предикат - локатив (подлежащее + глагольное сказуемое + обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом).

Например: Голуби сидят на крыше. Коровы пасутся на лугу. Петух сидит на заборе.

4. Субъект - предикат - объект - локатив (подлежащее + глагольное сказуемое + прямое дополнение + обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом):

- с предлогом НА. Например: Девочка ставит цветы на подоконник. Мальчик ставит вазу на стол. Мальчик везет санки на горку;

- с предлогом ИЗ. Например: Мама вынимает пирог из духовки.

5. Субъект - предикат - объект - объект (подлежащее + глагольное сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение, выраженное существительным в дательном падеже). Например: Бабушка дает внучке ленту. Дедушка дает внуку коньки. Девочка дает собаке сахар.

6. Субъект - предикат - объект - объект (подлежащее + глагольное сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение, выраженное существительным в творительном падеже (значение орудия действия). Например: Девочка вытирает парту тряпкой. Мальчик чистит ботинки щеткой. Девочка гладит платок утюгом.

Процедура исследования. По каждой картинке исследование проводится в 3 этапа.

На I этапе ребенку предлагается картинка и дается инструкция: «Придумай предложение по этой картинке». Если ребенок придумывает предложение исследуемой структуры, эксперимент на этом заканчивается. Если же ребенок не придумывает предложение исследуемой структуры, то переходят ко второму этапу.

На втором этапе выполнение задания осуществляется с опорой на внешние действия (показ экспериментатором схемы предложения по картинке). Дается следующая инструкция: «Я загадаю предложение, покажу тебе его на картинке, а вслух не скажу. А ты внимательно смотри, какое предложение я придумала и отгадай его». Предварительно эта связь отрабатывается на двух предложениях, не включенных в методику исследования.

Экспериментатор показывает указкой субъект, предикат (движением от субъекта к объекту), объекты. Затем задается вопрос: «Какое же предложение я придумала?»

Если ребенок не выполняет задание, инструкция повторяется второй раз, что фиксируется в протоколе.

Если ребенок выполняет задание после первого показа, эксперимент заканчивается. Если же ребенок не воспроизводит исследуемую структуру предложения и после повторного показа, переходят к третьему этапу. Под картинкой выкладываются фишки по количеству слов предложения. Ребенку предлагается придумать предложение, в котором было бы столько же слов, сколько фишек.

Выполнение задания оценивается по 4-балльной системе: составление предложения исследуемой структуры на I этапе оценивается в 4 балла, на II этапе - после показа элементов структуры - 3 балла, после повторного показа - 2 балла, на III этапе - 1 балл, невыполнение задания на III этапе - 0 баллов.

Источник: Методика психолингвистического изучения нарушения речи у аномальных детей. Составитель: канд. пед. наук, доц. Р.И. Лалаева. Научный редактор: д-р пед. наук, проф. Л.С. Волкова. Рецензенты: канд. пед. наук, доц. Г.М. Сумченко; канд. пед. наук Л.А. Данилова. – Ленинград, 1990.