27.08.2010 12541

Формирование глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти и других психических процессов. В свою очередь лексическая система речи оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка, так как именно значение слова, по мнению Л.С. Выготского (1934), является единицей речевого мышления.

Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений об окружающей действительности. Расширение представлений ребенка об окружающем мире происходит при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности, а также посредством общения со взрослыми. Речевая деятельность взрослых, их общение с ребенком является важнейшим условием его психического развития. Одним из значимых факторов успешности речевого общения является сформированность лексики.

Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка со взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.

Как отмечают многие исследователи (Р.Е. Левина, 1968; 1989; Л.Н. Ефименкова, 1981; Л.Г. Парамонова, 1985; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990; Р.И. Лалаева, 1999; Н.В. Серебрякова, 1989, 1993, 2001 и др.), для детей с ОНР характерны бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования, нарушение синтаксической структуры предложения. Учеными отмечается резкое преобладание пассивного словаря над активным, недифференцированность лексических единиц по семантическим признакам, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретным и обобщающим значением. При этом несформированность лексического строя речи у дошкольников с ОНР может в будущем отрицательно сказаться на школьной успеваемости детей, задерживать и затруднять овладение школьной программой, углублять негативное отношение этих детей к учебной деятельности.

Несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольной лексики и особенностям ее формирования у детей с общим недоразвитием речи в настоящее время недостаточно. В то же время изучение особенностей глагольной лексики у детей с ОНР имеет большое значение для диагностики нарушений речи, а также для совершенствования коррекционно-логопедической работы с этими детьми.

Таким образом, изучение особенностей нарушений глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи и разработка методов их коррекции является актуальной проблемой в теории и практике логопедии.

Объектом исследования являются нарушения глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи.

Предметом исследования выступает процесс формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблема исследования заключается в определении оптимальных путей и содержания логопедической работы по развитию глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи.

Целью исследования является изучение и коррекция нарушений глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) изучение специальной психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования;

2) разработка методики диагностики состояния глагольной лексики в экспрессивной и импрессивной речи у детей дошкольного возраста;

3) экспериментальное исследование и сравнительный анализ состояния глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием;

4) составление и апробация программы коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление недостатков глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи;

5) определение эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы.

Гипотеза исследования: Учитывая этиологию и симптоматику общего недоразвития речи, а также то, что лексика является сложной речемыслительной деятельностью, овладение которой предполагает анализ, синтез, сравнение речевых единиц, а также обобщение языковых закономерностей, можно предположить, что в старшем дошкольном возрасте у данной категории детей обнаруживается своеобразие и более низкий уровень сформированности глагольной лексики. Развитие глагольного словаря у детей с ОНР будет более эффективным при условии:

– применения в учебно-воспитательном процессе специально организованной коррекционно-логопедической работы;

– учета выявленных особенностей глагольной лексики у детей с ОНР;

– применения комплексного подхода, включающего формирование глагольного словаря в импрессивной и экспрессивной речи, развитие антонимии и синонимии, а также формирование словообразования и словоизменения глаголов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Исследование позволяет выявить специфику нарушений глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, углубить и расширить научные представления о характере нарушений лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на фоне стертой дизартрии, уточнить симптоматику речевого дефекта у этих детей, а также подобрать методы и приемы преодоления нарушений глагольной лексики в импрессивной и экспрессивной речи у детей с речевым недоразвитием с учетом выявленных нарушений.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

- Теоретический метод исследования - включает в себя изучение литературы по теме исследования. Применение этого метода позволило определить научную основу исследования, конкретизировать цель и задачи исследования, а также подобрать диагностические задания.

- Организационный метод – организация исследования, выбор базы исследования, отбор испытуемых детей в экспериментальную и контрольную группы.

- Метод изучения документации (анамнестических данных, личных дел) - использование этого метода в эксперименте является источником получения фактических данных и позволяет выявить особенности развития ребенка.

- Метод наблюдения. В ходе использования данного метода была выявлена степень познавательной и речевой активности детей и получено общее представление о психолого-педагогических особенностях детей, участвующих в эксперименте.

- Эмпирические методы – включали в себя констатирующий формирующий и контрольный эксперименты (тесты, диагностические задания и психокоррекционные упражнения).

- Сравнительный метод – позволил определить состояние глагольной лексики у детей с ОНР в сравнении с их сверстниками, имеющими нормальное речевое развитие, а также позволил сравнить особенности и уровень сформированности глагольной лексики у детей с ОНР до и после проведения с ними коррекционно-логопедической работы.

- Обрабатывающие методы – количественный и математико-статистический анализ полученных данных.

- Интерпретационные методы – метод качественного анализа результатов деятельности, обсуждение результатов экспериментального исследования, формулирование обобщающих выводов.