27.08.2010 5718

Логопедическое сопровождение процесса формирования лексической стороны речи у дошкольников, воспитывающих в детском доме - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В настоящее время в стране ежегодно выявляется более 100 тыс. детей-сирот. По данным Контрольного управления президента к весне 2004 г. в России было официально учтено 868 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попе¬чения родителей. В среднем «неблагополучным» в России является один ребё¬нок из 34. За последние десять лет количество детей-сирот увеличилось в 1,7 раза, в основном из-за роста числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Только 10% детей-сирот стали сиротами вследствие смерти или инва¬лидности родителей. В 2003 г. родительских прав были лишены 33 тысячи родителей. Более 168,8 тысяч родителей привлечены к административной ответ¬ственности и поставлены на учет в органы милиции. Всего же число «брошен¬ных» детей (по сведениям органов опеки и попечительства РФ) приближается к трем миллионам. Таким образом, дети-сироты сегодня могут рассматриваться как особое социальное явление, и их число с каждым годом увеличивается.

В последнее время в детских домах и школах-интернатах обязательно введена должность логопеда. Введение этой должности означает признание того факта, что для обес¬печения полноценного развития детей, воспитывающихся вне се¬мьи, необходима специальная логопедическая помощь. Негативное влияние сиротского образа жизни на речевое и психическое развитие детей, оставшихся без попечения ро¬дителей, приводит к необходимости поиска возможностей преодоления, кор¬рекции и компенсации возникающих деформаций в их развитии.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса у детей, воспитывающих в детском доме, являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. Изучение детей с нарушениями речи, а также накопленный опыт воспитания и обучения дошкольников в условиях депривации (Г.А. Волкова, М.А. Ярмакович, Е.В. Бордовская, Е.А. Стребелева, М.И. Лисина, Л.М. Шипицина и др.), убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости их дальнейшего изучения, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.

Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети, воспитывающие вне семьи, при усвоении программы, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Кроме того, одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.

Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников, специфика нарушений и особенности его формирования у детей, воспитывающих в детском доме, изучены недостаточно. В процессе логопедического воздействия недостаточно осуществляется комплексный, системный подход к устранению нарушений речевого развития у воспитанников детских домов. Поэтому раннее выявление и своевременная, целенаправленная научно-обоснованная логопедическая коррекция нарушений лексики будет способствовать оптимизации процесса обучения детей-сирот, более гармоничному развитию их личности, интеграции в общество.

Объектом исследования являлась лексическая сторона речи детей 5-6 лет, воспитывающихся в условиях социальной депривации.

Предмет исследования: процесс формирования словаря у дошкольников 5-6 летнего возраста, воспитывающих в детском доме.

Проблема исследования: каковы пути совершенствования логопедической работы по формированию различных сторон лексики у воспитанников детского дома 5-6 лет.

Целью исследования явилось изучение особенностей развития компонентов лексической системы у детей дошкольного возраста в условиях депривации и определение путей совершенствования логопедической работы по формированию различных сторон лексики у данной категории детей.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования;

2) выявить особенности лексики детей 5-6 летнего возраста, воспитывающихся в детском доме;

3) разработать направления и содержание логопедической работы по формированию словаря;

4) провести экспериментальное обучение в условиях детского дома и определить эффективность коррекционно-логопедической работы.

Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы (по классификации Б.Г. Ананьева): изучение и анализ литературных источников по проблеме; организационные (организация эксперимента, отбор детей в группы); эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); количественные (количественная обработка данных); сравнительные (сравнение результатов у испытуемых экспериментальной и контрольной групп); интерпретационные (обсуждение полученных результатов);

Гипотезой исследования являлось предположение о том, что у детей дошкольного возраста, воспитывающих вне семьи, имеют место малый объем словаря, неточность употребления и понимания слов, недоразвитие семантической структуры значения слов, синтагматических и парадигматических связей, низкий уровень организации лексико-семантических полей, несовершенство процесса поиска слова. Специально организованная логопедическая работа обеспечивает преодоление нарушений лексики у данной категории детей.