27.08.2010 8007

Нарушения ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Одним из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевых расстройств является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.

Стертая дизартрия является легкой, минимальной степенью выраженности дизартрических расстройств и проявляется в нарушениях звукопроизношения и просодических компонентов речи, в основе которой лежит очаговая, неврологическая микросимптоматика. Нарушение артикуляции при стертой дизартрии обусловлены легкими, остаточными нарушениями иннервации, которые выявляются при специальном углубленном обследовании ребенка при исследовании возможности и характера движений артикуляторного аппарата, применении функциональных нагрузок (Е.М. Мастюкова, Н.В. Ипполитова, 1977).

Учитывая сложность диагностики стертой дизартрии, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Еще В.М. Бехтерев (1954) пришел к выводу о тесной связи движений руки и речи. Выводы В.М. Бехтерева подтвердили исследования М.М. Кольцовой (1973), которые показали, что развитие движений руки способствует развитию речи.

В настоящее время остро стоит вопрос поиска новых средств и методов развития двигательной сферы детей с речевыми нарушениями и создания эффективной методики коррекции тонкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией, так как отклонения в развитии моторной сферы у данной категории детей создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладе¬ние навыками письма, рисования, ручного труда.

В целом, актуальность исследования вытекает из реальной практики работы логопедов с детьми со стертой дизартрией, необходимости изучения своеобразия ручной и речедвигательной сфер у данной категории детей, учета выявленных особенностей в практической деятельности, а также поиска научно-обоснованных путей, условий, средств для совершенствования двигательной и речевой систем детей.

Объект исследования - моторная сфера у дошкольников со стертой дизартрией.

Предмет исследования - состояние мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Проблема исследования заключается в определении эффективных путей коррекционной работы по формированию мелкой и артикуляторной моторики у детей со стертой дизартрией в системе комплексного логопедического воздействия по устранению стертой дизартрии.

Целью исследования является экспериментальное изучение состояния и особенностей тонкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией и определение основных направлений и содержания методики коррекционно-логопедической работы по развитию моторных функций у данной категории детей.

Для достижения цели определены следующие задачи исследования:

1) Изучение специальной психолого-педагогической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования с целью научно-теоретического обоснования методики констатирующего эксперимента.

2) Разработка методики изучения особенностей мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.

3) Сравнительная характеристика состояния тонкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием.

4) Разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленной на формирование моторной сферы дошкольников с нарушением речи.

Для реализации задач, поставленных в исследовании, с учетом специфики его предмета и объекта, и в соответствии с целью исследования используются следующие методы: организационные (организация эксперимента, отбор детей, выбор базы исследования); праксиметрические (изучение медицинских карт детей, сбор и анализ анамнестических данных); эмпирические (наблюдение, беседа с родителями, констатирующий эксперимент); количественные (количественная обработка полученных в ходе исследования эмпирических данных); интерпретационные (качественный анализ результатов, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается:

– в расширении представлений о симптоматике стертой дизартрии и индивидуально-типологических особенностях проявления нарушений моторики у детей со стертой дизартрией;

– в уточнении взаимосвязи нарушений ручной и речедвигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией;

– в определении рекомендуемых путей коррекции моторной сферы у детей со стертой дизартрией, которые могут способствовать повышению эффективности преодоления данного речевого расстройства.

Гипотеза исследования: Исходя из современных представлений об этиологии, механизмах и проявлении стертой дизартрии, а также учитывая общность развития речедвигательной и моторной функций, можно предположить, что в дошкольном возрасте у данной категории детей обнаруживается своеобразие в развитии тонкой и артикуляционной моторики. Дети со стертой дизартрией имеют качественно различные уровни сформированности мелкой и артикуляционной моторики.