27.08.2010 6967

Особенности физического воспитания и обучение двигательным навыкам дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность исследования. Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.

Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.

Известно, что у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в психомоторном развитии, имеющие различные проявления и причины. Многими исследователями установлено, что отклонения в психическом развитии чаще всего сочетаются с различными нарушениями физического развития. Недостатки в формировании моторики наблюдаются у всех категорий проблемных детей, что служит одним из показателей в психолого-педагогической диагностике отклонений в развитии (В. И. Лубовский, 1978).

Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития (ЗПР). Специальная психология и педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о данной категории детей: о конкретных проявлениях и причинах снижения темпа психического развития, различных вариантах задержки психического развития, о специфических особенностях мышления данной категории детей, об отдельных психических процессах и функциях (Т.А. Власова, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.). Круг исследований, посвященных изучению детей с ЗПР, постоянно расширяется, однако большинство из них рассматривает познавательную деятельность. При этом в большей степени изучены особенности младших школьников с ЗПР, нежели детей дошкольного возраста.

Недостатки развития моторной сферы детей с ЗПР также отмечаются многими учеными. В работах таких авторов, как К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова указывается, что у данного контингента детей проявляются особенности формирования двигательной сферы: у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Однако, и в настоящее время специальных исследований, посвященных изучению и формированию двигательных навыков детей с ЗПР именно дошкольного возраста, явно недостаточно.

Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии, в том числе и детей с ЗПР, является сохранение и укрепление их здоровья. Одним из путей, ведущих к преодолению недостатков развития и нарушений в состоянии здоровья дошкольников с ЗПР, является целенаправленное комплексное воздействие средствами физического воспитания. При этом сегодня в существующих программах коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, а также в специальной литературе встречаются лишь некоторые рекомендации к организации этого процесса. Поэтому изучение особенностей двигательного развития данной категории детей и разработка практических рекомендаций по обучению двигательным навыкам дошкольников с ЗПР в условиях специального детского сада является проблемой своевременной и актуальной.

В связи с вышесказанным, объектом исследования являются двигательные нарушения дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: формирование двигательных навыков дошкольников с задержкой психического развития.

Проблемой исследования является определение конкретного содержания, средств и методов физического воспитания, а также разработка дифференцированного подхода к обучению двигательным навыкам дошкольников с задержкой психического развития с учетом выявленных нарушений.

Целью исследования является выявление особенностей и уровня сформированности двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития и разработка коррекционной работы по их формированию.

В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1) Изучить специальную психолого-педагогическую, физиологическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2) Разработать методику констатирующего эксперимента и отобрать конкретные методы исследования состояния здоровья, физического развития и двигательных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР.

3) Выявить особенности формирования двигательных навыков дошкольников с ЗПР по сравнению с их сверстниками с нормальным психическим развитием.

4) Разработать и апробировать основные направления и содержание коррекционной работы, направленной на преодоление двигательных нарушений дошкольников с ЗПР.

5) Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.

Гипотеза исследования:

– У дошкольников с ЗПР отмечается недостаточная сформированность двигательных качеств по сравнению с возрастной нормой.

– В детском саду необходима целенаправленная специально организованная коррекционно-педагогическая работа по формированию двигательной сферы детей с ЗПР и преодолению недостатков ее развития.

– Коррекционная работа будет более эффективной, если использовать дифференцированный подход к обучению двигательным навыкам с учетом особенностей моторики дошкольников с ЗПР.