27.08.2010 7356

Особенности психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с заиканием и их развитие в системе логопедической работы - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность исследования. На протяжении первых лет жизни ребенка, его мозг проделывает огромную по сложности и объему работу. В это время ребенок знакомится с окружающим его предметным миром, овладевает речью, учится общению с людьми. В этом прогрессе функций мозга ребенка очень большая роль принадлежит двигательному анализатору.

Установлено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь (М.М. Кольцова, 1973). В то же время, среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева, Е.М. Мастюкова, Г.А. Волкова, Н.А. Рычкова и др.) выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Особенно значимо данное утверждение для детей с заиканием.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Это одно из самых тяжелых и распространенных нарушений речи. Оно затрагивает не только речевую функцию, но и психологическую, физиологическую, социальную сферы личности. По данным современной литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (В.И. Селиверстов, 2001). В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, отрицательно сказывающихся на неокрепшей нервной системе ребенка (В.И. Пеллингер, Л.П. Успенская, 1995).

Нарушения ритма и темпа речи обычно сочетаются с нарушениями ритма и темпа движений человека. В специальной литературе, посвященной проблеме заикания, описываются и анализируются нарушения ручной, общей моторики, речедвигательной сферы. Например, Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова (1998) указывают, что при выраженной степени заикания судороги, возникающие в артикуляционном аппарате, в области гортани либо в мышцах, связанных с процессом дыхания, могут распространяться на мышцы лица, шеи, туловища, рук, ног. В этом случае возникают дополнительные судорожные движения, так называемые сопутствующие движения. Эти движения непроизвольны, непосредственно связаны с речевым актом и находятся в прямой зависимости от выраженности речевых судорог. Н.А. Власова, К.П. Беккер (1983) также отмечают, что характерными нарушениями при заикании являются нарушения общей, мелкой и речевой моторики, которые могут проявляться в виде насильственных движений (судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольных уловок, таких как вспомогательные движения для маскировки своей речи или для помощи ей.

Проявления общей моторной недостаточности у заикающихся детей вариативны и качественно неоднородны. У одних детей наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений. Так, например, Н.А. Рычкова (1981) отмечает у детей с заиканием общее моторное напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство расторможенность, дискоординацию или вялость движений. У других детей исследователи отмечают явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов, определяемых исследователями как вторичные сопутствующие движения. В.И. Селиверстов (1994) указывает, что эти движения часто возникают потому, что при совершении какого-либо из них заикающимся оказывается легче начать говорить или с помощью движения удается прервать длительную речевую судорогу.

Таким образом, наличие особенностей моторного развития у детей с заиканием и значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка обуславливают актуальность теоретического и экспериментального изучения особенностей психомоторики и необходимость специальной коррекционно-педагогической и логопедической работы по развитию у заикающихся детей всех сторон двигательной сферы (общей моторики, тонкой моторики рук, артикуляционной и лицевой моторики).

Объект исследования - психомоторные функции детей дошкольного возраста с заиканием.

Предмет исследования - уровни сформированности общей, тонкой и артикуляционной моторики у заикающихся дошкольников.

Цель исследования – выявление качественного своеобразия общей, мелкой и артикуляционной моторики у заикающихся дошкольников и разработка методических рекомендаций к проведению коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие психомоторных функций у данной категории детей.

Проблема исследования – определение эффективных методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия по формированию психомоторики у детей с заиканием в системе логопедического воздействия.

Задачи исследования:

1) Изучение специальной психолого-педагогической, физиологической, логопедической и методической литературы по теме исследования.

2) Научно-теоретическое обоснование и разработка методики изучения психомоторных функций у заикающихся детей.

3) Определение уровня сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и их сверстников с нормальным речевым развитием и сравнительная характеристика состояния психомоторных функций у дошкольников двух групп.

4) Определение путей коррекции нарушений психомоторики у заикающихся дошкольников.

Методы исследования:

1) Теоретические (анализ литературы по теме исследования).

2) Организационные (организация эксперимента, отбор детей, выбор базы исследования).

3) Биографические (сбор анкетных и анамнестических данных, представленных в медицинских картах и педагогической документации).

4) Эмпирические (наблюдение, беседа с родителями, констатирующий эксперимент).

5) Сравнительные (сравнение полученных результатов у детей экспериментальной и контрольной групп).

6) Количественные (количественная обработка данных эксперимента).

7) Математико-статистические (расчет корреляционной зависимости и проверка ее значимости с помощью t-критерия Стъюдента).

8) Интерпретационные (качественный анализ и обсуждение результатов).

Теоретическая значимость исследования: уточнение и расширение представлений об особенностях психомоторики у заикающихся детей.

Практическая значимость исследования заключается:

1) в экспериментальном исследовании особенностей нарушения психомоторики у заикающихся дошкольников;

2) в сравнении уровня сформированности общей, тонкой и артикуляционной моторики у детей с заиканием и их сверстников с нормальным речевым развитием.

3) в определении путей коррекции и основных направлений коррекционно-логопедической работы по эффективному развитию психомоторных функций у детей с заиканием.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у заикающихся дошкольников наблюдаются различные уровни сформированности артикуляционной, тонкой и общей моторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью. При этом, учитывая тесную взаимосвязь мелкой моторики и речи, можно предположить, что в структуре нарушений психомоторики, нарушения тонкой моторики у детей с заиканием будут преобладать.