28.08.2012 4913

Профилактика дисграфии у учащихся первых классов общеобразовательной школы - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Готовность детей к систематическому школьному обучению рассматривается в качестве всестороннего воспитания и развития личности ребенка, овладения им целостной системой свойств и качеств, приобретенных в физическом, умственном, эстетическом развитии (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Л.А. Парамонова, Д.В. Эльконин и др.).

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Однако к школьному обучению ребенка необходимо готовить. Согласно новой концепции начального образования, начальная школа наряду с традиционными задачами призвана создать условия для первоначального становления личности ребенка, выявления и развития его способностей, формирования учебной деятельности и познавательных интересов.

Подготовка детей к овладению письмом должна носить систематический, планомерный и целенаправленный характер, опираться на знание общих закономерностей развития детской психики и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. При этом особое внимание необходимо уделять формированию речевых и неречевых психических функций, являющихся ведущими в формировании навыка письма, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Как отмечает Н.В. Новоторцева, наблюдения за детьми и выборочный опрос учителей начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению письму и чтению детей в последние годы увеличивается. В городских школах их число колеблется от 10% до 50%. Наиболее неблагополучны в этом отношении сельские школы, здесь не готовых к школе первоклассников - 75-90%. Отсюда следует, что подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Вообще о готовности учащихся 1 класса к обучению грамоте в последние годы написано и сказано много, но, несмотря на большое количество публикаций и активный интерес специалистов, педагогов и родителей, следует признать теоретическую и методическую неpазpаботанность вопросов, связанных с подготовкой детей к систематическому школьному обучению: отсутствует единое четкое определение понятия «готовность к обучению грамоте», не установлены надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению по различным образовательным программам, рекомендации о подготовке детей к грамоте зачастую поверхностны и носят общий характер.

Анализ специальной литературы по проблеме школьной готовности позволил сделать выводы о необходимости оптимизации процесса подготовки детей к овладению письмом, о совершенствовании диагностики уровня готовности к систематическому овладению знаниями, о необходимости разработки дифференцированных подходов к детям, что в целом будет способствовать решению рассматриваемой проблемы.

Все вышесказанное позволило определить проблему исследования, которая заключается в определении основных направлений и содержания логопедической работы по профилактике нарушений письма у учащихся 1 класса общеобразовательной школы.

Предмет исследования: состояние речевых и неречевых психических функций, являющиеся ведущими в формировании навыков письма, у первоклассников общеобразовательной школы.

Объект исследования – уровень готовности первоклассников к овладению письмом.

Основной целью исследования является выявление сформированности предпосылок письма и разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленных на профилактику нарушений письменной речи в период обучения грамоте у учащихся общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1) Анализ специальной психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования.

2) Научно-теоретическое обоснование и составление методики диагностики состояния речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих процесс письма в норме.

3) Экспериментальное определение возможных механизмов расстройства письма и степени выраженности нарушений составляющих ее компонентов у младших школьников общеобразовательной школы; выявление среди школьников «группы риска» по возникновению трудностей в овладении грамотой.

4) Разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленной на предупреждение нарушений письма у учащихся.

Для реализации поставленных задач методами исследования явились: 1) теоретические (изучение, анализ и обобщение литературы); 2) эмпирические (констатирующий эксперимент); 3) обрабатывающие (количественный анализ результатов); 4) интерпретационные (обсуждение результатов, качественный анализ).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается:

- в выявлении у учащихся первого класса состояния речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих процесс письма в норме;

- в изучении предпосылок нарушений письменной речи, что позволяет выявить детей «группы риска» по возникновению дисграфии и своевременно организовать профилактическую работу по предупреждению нарушений письма;

- в обосновании и выборе путей и методов коррекционно-логопедической работы, направленной на профилактику нарушений письма у первоклассников.