28.08.2010 5670

Распространенность и симптоматика дисграфии и особенности развития письменной речи младших школьников с умственной отсталостью - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность исследования. Проблеме развития письменной речи у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:

– большая распространенность среди младших школьников нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;

– многообразие причин возникновения и сложность механизмов нарушения письменной речи, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (психологов, педагогов, логопедов, нейропсихологов, клиницистов);

– необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма.

Особый интерес к изучению дисграфии связан, по мнению В.И. Ляудис и И.П. Негурэ также с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков - письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся.

По данным Ю.В. Микадзе, нарушение письма выявляется у 3-20% учащихся общеобразовательной школы в возрасте 7-9 лет. Эти цифры значительно увеличиваются, когда речь идет о школьниках, обучающихся в специальных школах. Так, по данным А.Н. Корнева, у 50-70% учеников вспомогательной школы встречаются стойкие специфические нарушения письма. Поэтому необходимо проанализировать особенности нарушений письменной речи у детей с умственной отсталостью, выявить характерные механизмы нарушения процесса письма у детей с олигофренией, уточнить специфические проявления дисграфии у данной категории учащихся. Подобное исследование важно для дифференциальной диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Сегодня имеется значительное количество работ об особенностях проявления и коррекции нарушений письма у учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, Л.Г. Парамонова и др.). В то же время трудности овладения письмом младшими школьниками с умственной отсталостью изучены недостаточно. В связи с этим необходимо дальнейшее экспериментальное изучение особенностей механизмов и проявлений специфических нарушений письма у младших школьников, обучающихся во вспомогательной школе, а также совершенствование методики обучающей работы, направленной на развитие письменной речи у данной категории учащихся.

Объектом исследования явилось письмо у учащихся начальных классов вспомогательной школы.

Предмет исследования – коррекция и развитие письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью.

Целью исследования является определение наиболее эффективных приемов и методов развития письменной речи у младших школьников, обучающихся во вспомогательной школе.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические и методические аспекты проблемы исследования и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью.

2. Экспериментально изучить состояние разных сторон устной речи и психических функций, обеспечивающих процесс формирования письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью; определить типологию специфических ошибок на письме и преобладающие виды дисграфии у учащихся вспомогательной школы.

3. Разработать и апробировать комплекс методических приемов коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление нарушений письма у младших школьников с умственной отсталостью.

4. Осуществить экспериментальную проверку предлагаемой работы по развитию письменной речи; оценить ее эффективность.

Методы исследования: 1) теоретический анализ медицинской, нейропсихологической, психолингвистической, психологической и специальной педагогической и логопедической литературы по теме исследования; 2) анализ педагогической и медицинской документации; 3) экспериментальный метод, включающий тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; 4) методы качественной и количественной обработки и обобщения полученных результатов.

Гипотеза исследования состоит в том, что у учащихся с умственной отсталостью отмечается несформированность базовых компонентов процесса письма (вербальных и невербальных психических функций). Характер соотношения этих нарушений приводит к возникновению различной структуры дисграфического дефекта у детей с аномалиями умственного развития. Специально организованная коррекционно-развивающая работа, учитывающая симптоматику и механизмы нарушений письма у младших школьников, обучающихся во вспомогательной школе, позволит снизить количество ошибок на письме и будет способствовать более эффективному развитию письменной речи у данной категории школьников.