28.08.2010 7066

Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Исследование проблемы преодоления нарушений письма ведется достаточно давно. Достигнуты заметные успехи в изучении данной проблемы, разработаны методики диагностики и коррекционной помощи, приемы специального обучения, открыты специализированные центры психолого-педагогической помощи. Тем не менее, так называемые «специфические ошибки» нарушения письма остаются мало изученными.

Школьники с подобными нарушениями невнимательные, неорганизованные, рассеянные, трудно приспосабливаются к школе, испытывают стойкие трудности в усвоении письменной речи. Таких детей среди учащихся младших классов становится все больше (М.М. Безруких, С.П. Ефимова, 1990; Л.Г. Милостивенко, 1995; Л.Г. Парамонова, 2001; Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, 2003).

Как показывают статистические данные, распространенность нарушений письма среди учащихся начальных классов школ достаточно велика и продолжает увеличиваться. Трудности в овладении письменной речью, и, в частности, процессом письма среди учащихся общеобразовательной школы, по данным А.Н. Корнева (1997) наблюдаются у 4,8% учащихся 7-8-летнего возраста. Согласно данным М.Е. Хватцева (1959), относящимся к 50-м годам, число учащихся с дисграфией в массовых школах Ленинграда составляло около 6%. За прошедшее с тех пор время ситуация изменилась не в лучшую сторону. Л.Г. Парамонова (2001) указывает, что по данным исследования 1999-2000 годов дисграфические ошибки имели место 30% учащихся общеобразовательных школ, т.е. у каждого третьего ученика.

Из всего вышеперечисленного несложно сделать вывод, что количество детей с нарушениями письма значительно увеличивается, а ведь эти нарушения, в свою очередь, мешают полноценному овладению школьной программой в целом.

Таким образом, в настоящее время дисграфия у учащихся массовой школы продолжает оставаться актуальной проблемой в теории и практике логопедии, педагогики, психологии. Нарушение письма у данной группы детей исследовали многочисленные авторы - Р.Е. Левина (1940, 1961, 1968), Л.Ф. Спирова (1959), О.А. Токарева (1969), И.Н. Садовникова (1993), А.Н. Корнев (1997), Л.Г. Парамонова (2001) и др. И все они указывают, что нарушение письменной речи у детей является распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Всеми исследователями отмечается тесная взаимосвязь нарушения письма и устной речи. А для того, чтобы овладение письмом стало возможным, у нормально развивающегося ребенка процесс обучения письму должен осуществляться на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций (пространственной ориентировки, графо-моторных навыков, слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи).

Проанализировав специальную, психолого-педагогическую, лингвистическую, логопедическую и методическую литературу можно сказать, что актуальность изучения проблемы дисграфии у младших школьников обусловлена:

– во-первых, значимостью младшего школьного возраста в процессе формирования личности человека;

– во-вторых, сложностью овладения навыком письма младшими школьниками;

– в-третьих, неуклонным ростом количества учащихся в современных школах, страдающих дисграфией;

– в-третьих, наличием психологических, педагогических, медицинских и социальных особенностей развития личности и психики ребенка, страдающего дисграфией;

– в-четвертых, необходимостью учета данных особенностей в логопедической практике.

Объектом исследования является письмо учащихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования: уровень сформированности неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих процесс письма в норме.

Проблема исследования заключается в разработке эффективной методики логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы с учетом выявленных механизмов и симптоматики нарушений письма у детей.

Целью исследования является определение симптоматики, видов и механизмов специфических особенностей нарушений письма у учащихся 2 класса массовой школы, а также определение наиболее эффективных путей и методов коррекции дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретических и методических аспектов проблемы исследования письма и коррекции его нарушений у младших школьников.

2. Научно-теоретическое обоснование и определение содержания методики констатирующего эксперимента.

3. Экспериментальное определение возможных механизмов расстройства письма, выявление характера и степени выраженности нарушений письма у учащихся 2-го класса общеобразовательной школы.

4. Разработка и апробирование комплекса методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление нарушения письма у младших школьников, обучающихся в массовой школе.

5. Экспериментальная проверка предлагаемой работы по коррекции дисграфии; оценка ее эффективности.

Гипотеза исследования. У учащихся общеобразовательной школы отмечается качественно неоднородная несформированность неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих процесс письма в норме. Характер соотношения этих нарушений приводит к возникновению различной структуры дисграфического дефекта у младших школьников. Учет выявленной симптоматики и механизмов дисграфии, а также специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая взаимосвязанное развитие устной речи и психических компонентов может способствовать своевременному и эффективному предупреждению и коррекции нарушений письма у школьников.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

– расширены теоретические представления о симптоматике дисграфии у учащихся общеобразовательной школы; расширены имеющиеся представления о характере специфических ошибок на письме и преобладающих видах дисграфии, что будет способствовать разработке более эффективных приемов диагностики, предупреждения и коррекции нарушений письма у младших школьников;

– апробированы методы исследования вербальных и невербальных психических функций, а также собственно процесса письма у младших школьников, что обусловливает повышение эффективности их применения;

– определены специфические особенности нарушений письменной речи у экспериментальной группы детей; получены эмпирические результаты об особенностях развития фонетико-фонематической и грамматической сторон речи у исследуемых детей, выявлен характер специфических ошибок на письме, а также определены виды дисграфии у учащихся общеобразовательной школы;

– подобраны методические рекомендации к проведению коррекционно-логопедической работе, направленной на преодоление дисграфии у младших школьников массовой школы.