28.08.2010 9224

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников общеобразовательной школы - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них наиболее распространенными являются нарушения овладения чтением и письмом.

Более 100 лет существует учение о нарушениях чтения и письма, но и до настоящего времени остаются актуальными вопросы профилактики, диагностики и коррекции этих нарушений.

Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку – при изучении морфологии и синтаксиса. В последнее время феномен дисграфии вызывает повышенный интерес исследователей в различных областях логопедии, психологии, нейропсихологии. По данным Е.А. Логиновой /2004/, интерес ученых к этой проблеме обусловлен многими факторами: большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии; необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма; многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии.

По данным В.И. Ляудис и И.П. Негурэ /1994/, особый интерес к изучению дисграфии связан также с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков - письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся.

В настоящее время, по данным И.Н. Садовниковой - 28% /1993/, а по данным Л.Г. Парамоновой /2001/ - 30% школьников имеют нарушения письменной речи. Данные цифры дают наглядное представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в специализированной логопедической, психолого-педагогической, а при необходимости и медицинской помощи.

Стойкие нарушения письма могут возникать у детей с нормальным интеллектом, с полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность частных психических процессов, ничем не проявляющаяся в повседневной жизни, но создающая серьезные препятствия к овладению навыками орфографии. Над данной проблемой работали и продолжают работать многие авторы (Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова, А.Н. Корнев, Л.Г. Парамонова и другие). Все указанные авторы отмечают, что среди всех видов нарушений письма дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза является наиболее распространенной. Как пишет М.С. Грушевская /1981, с.35/, «при характерной для последних лет очень малой продолжительности добукварного периода, продолжительность которого ограничивается чуть ли не неделями, очень многие дети просто не успевают овладеть сложнейшим навыком анализа речевого потока. Поэтому не случайно этот вид дисграфии является самым распространенным среди учащихся». Н.И. Буковцова /1996/ также указывает, что эта форма дисграфии отличается стойкостью и с трудом поддается коррекции.

Объект исследования: письмо младших школьников.

Предмет исследования: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся общеобразовательной школы.

Проблема исследования заключается в определении оптимальных путей и методов логопедической работы по коррекции дисграфии в начальных классах общеобразовательной школы с учетом выявленных механизмов и симптоматики нарушений письма у детей.

Целью исследования являлось: выявление механизмов и симптоматики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 2 класса массовой школы и определение основных направлений коррекции данного нарушения.

Достижение обозначенной цели предусматривает реализацию следующих задач:

1) Изучить состояние разработанности проблемы нарушения письма в общей психолого-педагогической и специальной логопедической литературе.

2) Обосновать и разработать методику исследования языкового анализа и синтеза у детей с нарушениями письма.

3) С целью определения причин и механизмов нарушения письма, исследовать состояние языкового анализа и синтеза в устной речи учащихся.

4) Провести анализ дисграфических ошибок и выявить симптоматику дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников, обучающихся в массовой школе.

5) Определить связь особенностей языкового анализа и синтеза в устной речи с симптоматикой дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

6) Разработать методические рекомендации к проведению логопедической работы, направленной на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза учащихся начальных классах общеобразовательной школы.

Методы исследования: Выявление нарушений письменной и устной речи проводится принятыми в логопедии приемами: организационные (выбор базы исследования, отбор испытуемых в группы); биографические (изучение медицинских карт испытуемых, анализ анамнестических данных); эмпирические (констатирующий эксперимент); количественные и интерпретационные (количественный и качественный анализ эксперимента).

Теоретическая и практическая значимость исследования:

– изучение специальной психолого-педагогической, логопедической и методической литературы позволяет расширить теоретические представления о симптоматике и механизмах дисграфии у учащихся общеобразовательной школы, что будет способствовать разработке более эффективных приемов диагностики, предупреждения и коррекции нарушений письма у младших школьников;

– экспериментальное исследование процесса письма у учащихся, страдающих дисграфией, позволяет углубить представления об уровне развития языкового анализа и синтеза и проявлениях их нарушений в устной и письменной речи у младших школьников;

– экспериментальное изучение структуры и механизмов расстройства письма у учащихся позволяет обосновать и разработать методические рекомендации к проведению логопедической работы, направленной на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Гипотеза исследования: Учитывая психофизиологические особенности детей с дисграфией и имеющуюся у них несформированность предпосылок овладения письменной речью, можно предположить, что проявления дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза у этих детей будут иметь специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации работы по преодолению данного нарушения.