28.08.2010 8014

Формирование навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития (Коррекция дислексии у детей с ЗПР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Чтение представляет собой сложный интегративный психофизиологический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы и при совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов. Чтение включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв, соотнесение букв со звуками и звукового образа слова с его звучанием. Обучение чтению ведет к формированию навыка чтения, формирование которого идет одновременно с развитием мышления и речи школьников, расширением их знаний и представлений об окружающем мире.

Проблема нарушения чтения у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Над данной проблемой работали и работают многие авторы, такие как М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и др. А исследователи Г.А. Власова, М.С. Певзнер, Т.В. Егоров, В.И. Лубовский, Е.В. Мальцева, В.И. Насонова, Л.И. Переслени, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, и другие отмечают, что учащиеся с задержкой психического развития испытывают разнообразные трудности при обучении, в частности, при изучении русского языка и чтения.

Распространённость нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается до 10% детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект. В отечественных исследованиях по данным А.Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% учащихся 7-8 летнего возраста. Эти цифры значительно возрастают, если речь идет о детях с задержкой психического развития. Например, как указывает Р.И. Лалаева, трудности в овладении навыками чтения наблюдаются у 62% детей с ЗПР.

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в преодолении у детей трудностей в овладении навыком чтения. По данным многих исследователей, например, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой и др., при выявлении дислексии 1-2-м классе чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 3-м классе это происходит в 46%, в 4-м - 42%, в 5-7-м классе - в 10 - 15% случаев. Таким образом, чем позже обнаруживаются нарушения чтения, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется. То есть коррекция дислексии наиболее успешна при раннем её начале.

В целом, актуальность темы исследования обусловлена многими факторами, и в частности такими, как:

– большая распространенность среди учащихся младших классов с ЗПР нарушений овладения чтением и дальнейшее их перерастание в стойкие дислексии;

– многообразие причин возникновения и сложность механизмов дислексии у детей с задержкой психического развития, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (психологов, педагогов, логопедов, нейропсихологов, клиницистов);

– необходимость организации своевременной диагностики трудностей овладения чтением и эффективной профилактики и коррекции дислексии.

Объектом исследования является процесс овладения навыками чтения младшими школьниками с задержкой психического развития.

Предметом исследования является система работы по формированию навыка чтения у детей с ЗПР в условиях школьного образовательного учреждения.

Целью исследования является преодоление нарушений чтения у младших школьников с задержкой психического развития.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1) проанализировать и обобщить литературные данные по проблеме исследования;

2) выявить своеобразие процесса овладения чтением учащимися 2 класса с ЗПР, а именно сформированность у них таких характеристик чтения, как способ, правильность и понимание прочитанного;

3) определить причины трудностей овладения чтением учащимися с задержкой психического развития на основании экспериментального изучения речевых и неречевых психических функций, участвующих в образовании навыка чтения;

4) провести сравнительный анализ полученных результатов у учащихся экспериментальной и контрольной групп;

5) определить эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление нарушений чтения у младших школьников с ЗПР на основании сравнения полученных результатов, отражающих состояние навыка чтения у младших школьников с ЗПР до формирующего эксперимента и после него.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме; изучение медико-психолого-педагогической документации, наблюдение за учащимися; психологические тесты; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; сравнительный анализ результатов; количественный и качественный анализ полученных данных.

Гипотеза исследования: у учащихся с задержкой психического развития часто отмечается качественно неоднородная несформированность неречевых и речевых психических функций, обеспечивающие процесс чтения в норме. Характер соотношения этих нарушений приводит к возникновению различной структуры нарушений чтения у детей с аномалиями психического развития.