28.08.2010 9691

Развитие познавательного интереса на уроках математики у младших школьников с ЗПР - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В связи с тем, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, формирование и развитие ее в начальных классах – центральная задача начального обучения.

Успешное осуществление учебной деятельности предполагает не только овладение определенными навыками и умениями, но и формирование адекватной её целям и задачам системы мотивов и побуждений. Ребенок должен не только уметь, но и хотеть учиться.

Отечественная педагогика и психология всегда исходили из того, что важнейшая роль в мотивации учения принадлежит позна¬вательным интересам. Постоянная забота о воспитании у учащихся познавательных интересов является одной из лучших традиций рус¬ской школы.

Интерес относится к сложным психическим явлениям, природа которого не достаточно ясна. Природа, закономерности и условие развития познавательных интересов у детей разного возраста не¬однократно привлекали внимание психологов и педагогов (В.Г. Иванов, Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, Н.Ф. Доб¬рынин, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.). Особое значение имеет вопрос о развитии познавательных интересов в млад¬шем школьном возрасте, где закладывается фундамент учебной дея-тельности, возникают и оформляются её структурные компоненты.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность (В.Ф. Моргун).

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И особенно актуально данное утверждение звучит применительно к детям с задержкой психического развития.

Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми (В.И. Селиверстов).

Многие ученые, исследовавшие психологические особенности ребенка с ЗПР, отмечают недостаточную самостоятельность его в раз¬личных видах деятельности, уклонение от решения задач, требующих прояв¬ления инициативы, самостоятельности и волевых усилий, неумение руково¬дствоваться полученными знаниями при решении практических задач, за¬труднения в выборе правильного решения даже простых вопросов, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. На это указывают в своих исследованиях Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова и др.

В то же время отечественные и зарубежные дефектологи, изучавшие особенности познавательной деятельности школьников c ЗПР, пришли к выводу, что учащиеся данной категории имеют определенные потенциаль¬ные возможности развития познавательных процессов.

Сегодня, несмотря на значимость проблемы, недостаточно широко изучены особенности развития познавательного интереса к урокам математики у младших школьников с ЗПР, а на практике педагоги нередко не учитывают психические и познавательные особенности детей данной категории.

Объект исследования: особенности познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: особенности познавательного интереса к урокам математики у учащихся младших классов с ЗПР.

Целью исследования является повышение уровня развития познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) Анализ литературных источников по проблеме исследования.

2) Изучить особенности проявления познавательного интереса к урокам математики у младших школьников с ЗПР.

3) Определить виды работ, вызывающие наибольший познава¬тельный интерес на уроке математики.

4) С учетом выявленных особенностей разработать программу активизации интереса к математике у учащихся экспериментальной группы.

5) Проанализировать влияние обучающей работы на развитие интереса младших школьников с ЗПР к урокам математики.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у учащихся младших классов с ЗПР в силу особенностей психического развития наблюдается низкий познавательный интерес к урокам математике. Учет данных особенностей позволит повысить интерес к предмету у данной категории школьников.