28.06.2012 8607

Нарушения и коррекция наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников, в частности ее познавательной сферы. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение непосредственно не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных связей), на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения. Осуществляя мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию, классификацию - человек приобретает новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить данные своего сенсорного опыта, устанавливать причинно-следственные зависимости между явлениями, делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.). Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.

Кроме того, дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве, и наиболее сензитивным для формирования основных психических процессов. Должны быть выявлены и максимально использованы возможности этого возраста для всех категорий детей. Это особенно важно для детей с аномальным развитием, так как раннее начало обучения является одним из основных условий максимальной коррекции и компенсации их психического развития.

Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными К.С. Лебединской, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовским, Н.А. Цыпиной, Л.И. Переслени, В.В. Лебединским, И.Ф. Марковской, У.В. Ульенковой и другими. Все они неизменно отмечают у детей с задержкой психического развития сложное нарушение познавательной деятельности. Так, например, у них наблюдается недоразвитие дифференцированного восприятия, произвольного внимания, логического запоминания и аналитического мышления. В основе этих трудностей могут лежать такие факторы, как несформированность познавательных процессов (анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения), недостаточность процесса саморегуляции собственной деятельности. Недостатки организации мыслительной деятельности обусловлены слабым развитием интеллектуальной активности, несовершенством навыков и умений самоконтроля, а также интереса к учению. Все исследователи отмечают, что у детей с ЗПР отмечаются недоразвитие разных видов мышления, и особенно наглядно-образного. Мышление детей с ЗПР формируется из неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции развиваются замедленно и обладают своеобразными чертами.

Однако, несмотря на то, что проблема мышления детей с ЗПР рассматривалась в специальной литературе, современных экспериментальных исследований наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития практически нет, что представляет трудность для проведения развивающей и коррекционной работы.

Таким образом, учет дошкольного возраста как сензитивного периода в становлении наглядных форм мышления, а также недостаточность научно-методических рекомендаций по формированию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР определяют актуальность выбранной темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.

Проблема исследования - поиск путей и способов формирования наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования – мышление у дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования – уровень сформированности наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Основная цель исследования: на основании исследования особенностей развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР разработать содержание, методы и приемы психокоррекционной работы, направленной на формирование наглядно-образного мышления данной категории детей.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

– на основе анализа литературных источников рассмотреть теоретические основы формирования наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте;

– составить методику изучения уровня сформированности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста;

– проанализировать особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития (в сопоставлении с нормально развивающимися сверстниками);

– определить содержание, методы и приемы поэтапного формирования наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

– подобраны и апробированы методики для изучения наглядно-образного мышления дошкольников;

– определены критерии оценки уровня сформированности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста;

– экспериментально выявлены особенности наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР, на основании чего обоснована необходимость включения целенаправленной коррекционной работы по формированию наглядно-образного мышления в систему психологической помощи детям с задержкой психического развития;

– разработаны содержание, методы и приемы работы по формированию наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР, которые могут способствовать повышению эффективности преодоления недостатков мышления у детей с ЗПР.

Гипотеза. Учитывая этиологию и симптоматику задержки психического развития можно предположить, что у старших дошкольников с ЗПР отмечается незавершенность в развитии наглядно-образного мышления как основного психологического новообразования этого возрастного периода. При этом особенности наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР в наибольшей мере проявляются в несформированности основных его компонентов: наглядных представлений об окружающей действительности; словесных обобщений имеющихся образов; последовательности мыслительных операций; адекватных способов решения наглядно-образных задач.