28.08.2010 3938

Недостатки речи у детей, посещающих массовый детский сад - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность исследования. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь – не тождественны, они возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребёнка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность. Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка, отражается на его деятельности и поведении.

В рамках общепедагогических проблем остро встаёт проблема эффективной и целенаправленной логопедической работы с детьми со слабо выраженными отклонениями в развитии речи (дислалия, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи) к обучению в общеобразовательной школе.

При разнообразии теоретических и практических подходов к данной проблеме вопрос логопедической работы с детьми, посещающими массовый детский сад и имеющими незначительные речевые отклонения, особенно со стороны фонематических функций, лексико-грамматического строя речи и связной речи, оказался не исследованным. В педагогической практике ДОУ прямой перенос методических подходов, рекомендуемых для детей с нормальным развитием, к детям с незначительными речевыми отклонениями оказывается неэффективным. Отсутствие специально разработанных методических рекомендаций для педагогов приводит к тому, что у обозначенной группы детей недостаточно сформированы предпосылки к последующей полноценной учебной деятельности, что становится одной из причин школьной дезадаптации, неуверенности в себе и, как следствие, нередко отставание в учебной деятельности.

Проблема исследования: исследование речевого развития детей, посещающих массовый детский сад, и на этой основе разработка и экспериментальная проверка коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими недостатки речи.

Объект исследования: речь детей, посещающих массовый детский сад.

Предмет исследования: нарушения речи у детей, посещающих массовый детский сад.

Цель исследования: определить комплекс педагогических условий логопедической работы с детьми, посещающими массовый детский сад и имеющими незначительные отклонения в речевом развитии (нарушения фонематических функций, лексики и грамматики, связной речи).

Задачи исследования:

1. На основе теоретико-методологического анализа определить критерии и показатели, характеризующие уровни развития фонематических функций, лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников массового детского сада.

2. Выявить особенности и уровни развития фонематических функций, лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников массового детского сада и характер их возможного влияния на речевой дефект.

3. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающих развитие фонематических функций, лексико-грамматического строя, и связной речи как компонентов нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста, воспитанников массового детского сада.

Методы исследования: Для решения поставленных задач используется комплекс методов педагогического исследования, в том числе: теоретический метод - анализ литературных источников по исследуемой проблеме; эмпирические методы - прямое, косвенное и включенное наблюдение; опрос (тестирование, беседа с детьми и педагогами); изучение документации, регламентирующей работу учителя-логопеда, а также психолого-педагогической документации, характеризующей детей; констатирующий и формирующий эксперименты; математическая обработка данных опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: Процесс логопедической работы с детьми, имеющими незначительными отклонениями в речевом развитии может быть успешным, если:

– будет выявлен уровень и особенности развития фонематических функций, лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников массового детского сада;

– будет реализован комплекс педагогических условий в рамках коммуникативно-развивающего подхода, обеспечивающий развитие фонематических функций, лексико-грамматического строя речи и связной речи как важнейших компонентов речевого развития детей.