29.08.2012 7013

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь – не тождественны, они возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребёнка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность. Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка, отражается на его деятельности и поведении. В свою очередь и нарушение мышления сказывается на становление и формирование речевой функции.

Нарушения речи у детей с задержкой психического развития охватывают многие стороны речевой деятельности. Для большинства детей с ЗПР характерны нарушения фонетико-фонематической стороны речи, трудности воспроизведения звукослоговой структуры слов, бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования, нарушение синтаксической структуры предложения, взаимосвязь нарушений речи и познавательной деятельности.

Особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речевого развития детей с ЗПР наиболее ярко проявляются с началом обучения в школе и приводят к трудностям в усвоении школьных знаний, умений и навыков. Очень часто именно в начальных классах диагностируется данная аномалия развития и начинается коррекционно-педагогическая работа.

В то же время вопросы изучения, обучения и воспитания дошкольников с данной формой дизонтогенеза недостаточно освещены в научной литературе. Вместе с тем анализ литературных данных по проблеме задержки психического развития у дошкольников показывает, что уже в этом возрасте дети с данными нарушениями развития не справляются с программными требованиями дошкольного учреждения и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к обучению, в том числе и уровня речевой готовности. Общепризнанно, что усвоение школьного курса родного языка зависит от уровня практического овладения учащимися устной речью. Только речь, построенная в соответствии с фонетическими и грамматическими закономерностями языка, служит надежным средством общения и познания, основой осознания языковых явлений при овладении школьной программой по русскому языку. Таким образом, для формирования речи наиболее благоприятен дошкольный возраст.

Как отмечают исследователи (Н.Ю. Борякова, 1983; Г.Н. Рахмакова, 1987; Р.Д. Триггер, 1987; Е.С. Слепович, 1989; Р.И. Лалаева, 1992; С.В. Зорина, 2003 и др.), нарушения речи у детей с ЗПР являются очень стойкими и могут сохраняться у школьников до старших классов. Разнообразные нарушения речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей с ЗПР, задерживают и затрудняют овладение школьной программой, углубляют негативное отношение этих детей к учебной деятельности. А стойкость речевых дефектов свидетельствует о важности проблемы изучения нарушений устной речи у дошкольников с ЗПР.

Объект исследования: речь детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования: нарушения устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Проблема исследования заключается в определении оптимальных путей коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР.

Целью исследования является изучение у дошкольников с задержкой психического развития особенностей нарушения формирования устной речи и разработка методических рекомендаций к логопедическому воздействию по их коррекции.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) изучение специальной психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературы;

2) составление методики диагностики состояния устной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

3) экспериментальное исследование у детей старшего дошкольного возраста речевых функций, а именно звукопроизношения, умений воспроизводить звукослоговую структуру слов, фонематических функций, языкового анализа и синтеза, лексического и грамматического строя речи, связной монологической речи;

4) сравнительный анализ состояния устной речи у детей с задержкой психического развития и их сверстников без патологии;

5) разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленной на преодоление недостатков устной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования. Учитывая взаимосвязь психического и речевого развития, можно предположить, что у детей с задержкой психического развития имеются специфические нарушения формирования устной речи. При этом нарушения имеют резко выраженный комплексный характер, затрагивая все компоненты речевой функции.