28.08.2010 5721

Нарушения неречевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Известно, что в традиционной педагогической практике дошкольный возраст рассматривается как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению. И это не случайно, т.к. в дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Еще Л.Н. Толстой справедливо указывал на то, что в ранние годы ребенок усваивает огромное количество знаний: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня – только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние» (1951, с.330). Поэтому если эти годы не используются для личностного, интеллектуального, психического развития, ему наносится серьезный, а иногда и невосполнимый в последующие годы ущерб. А особенно актуально данное утверждение для детей с речевыми нарушениями.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Многие авторы (Р.Е. Левина, 1968; О.Н. Усанова, 1980, 1982, 1993; И.Т. Власенко, 1990; А.П. Воронова, 1994; Н.В. Т.Б. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева, 1999; Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова, 2004 и другие) указывают на то, что у детей с ОНР недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Но анализ теоретических работ ведущих специалистов в области специальной психологии и логопедии, а также наблюдения практиков указывают, что системные дан-ные об особенностях психического развития детей с ОНР на настоящий момент отсутствуют, а имеющиеся описа¬ния носят фрагментарный характер. В связи с этим за¬трудняется разработка индивидуальных программ пси¬холого-педагогической и логопедической коррекции и внедрение различных орга¬низационных форм деятельности психологов, логопедов и педагогов в работу дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.

Объект исследования – неречевые психические процессы у детей с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – особенности восприятия, памяти, внимания и мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Проблема исследования отражает определение эффективных путей коррекционной работы по формированию неречевых психических функций в системе комплексного логопедического воздействия по устранению общего недоразвития речи.

В связи с важным влиянием, оказываемым невербальными формами психической деятельности на речевое развитие, была определена цель исследования: выявить особенности и уровень сформированности неречевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и, исходя из этого, определить содержание работы по их развитию в системе коррекционно-логопедического воздействия.

Задачи исследования:

1) Изучить специальную психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме исследования с целью научно-теоретического обоснования методики констатирующего исследования.

2) Составить методику констатирующего эксперимента.

3) Провести диагностику состояния неречевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием.

4) Проанализировать результаты экспериментального исследования и выявить особенности и уровень сформированности восприятия, внимания, памяти и мышления у дошкольников с ОНР.

5) Разработать рекомендации по развитию неречевых психических функций в системе логопедической работы по устранению общего недоразвития речи у дошкольников.

При проведении исследования в соответствии с его целью и задачами используются следующие методы: организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент, тесты, сбор и анализ анамнестических данных); количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретационные (обсуждение полученных результатов).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается:

1) в расширении представлений о симптоматике общего недоразвития речи и индивидуальных особенностях проявления неречевых дефектов у детей с общим недоразвитием речи;

2) выяснение распространенности и степени выраженности нарушений неречевых функций у детей с ОНР;

3) в определении рекомендуемых путей коррекции психологических особенностей детей с нарушением речи.