28.08.2010 8077

Нарушения просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольных образовательных учреждений является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе, что предполагает речевое, когнитивное и психомоторное развитие ребенка в присущих для данного возраста видах деятельности.

Основной функцией становится общение. Для этого используются различные единицы речи: текст, предложение, слово в их лексическом и грамматическом значениях. Языковые значения передаются при помощи разнообразных просодических компонентов речи: интонации, речевой мелодии, временных и тембровых характеристик, ритма, паузы (А.Н. Гвоздев, 1949; А.В. Реформатский, 1969; Л.Р. Зиндер, 1979; И.Г. Торсуева, 1979; Л.В. Бондарко 1982; Е.И. Диброва, 2002 и др.).

В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто она сочетается с другими речевыми нарушениями. Сегодня данная речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.

Как отмечают исследователи (О.В. Правдина, 1963; Е.Ф. Соботович, 1974; Г.В. Гуровец и С.И. Маевская, 1982; Е.Н. Винарская, 1989; Л.А. Позднякова, 2003; Г.В. Бабина 2003; Л.В. Лопатина 1999, 2001, 2004; Е.Ф. Архипова, 2006 и др.) стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Кроме того, значительное количество речевых нарушений у данной категории детей так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей оформлять свою речь просодическими элементами языка. У детей с данной формой речевой патологии речь часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и отрицательно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

Все вышесказанное обусловливает необходимость детального теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи при стертой дизартрии и определение оптимальных средств коррекции выявленных нарушений.

Объект исследования – просодическая сторона речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предметом исследования являются нарушение просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией.

Целью исследования является выявление состояния и особенностей просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией и составление методических рекомендаций по качественному улучшению методов логопедической работы, направленной на коррекцию просодической стороны речи у данной категории детей.

Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:

1) Научно-теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента.

2) Количественный и качественный сравнительный анализ особенностей и уровня сформированности просодики у дошкольников 6-6,5 лет со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием.

3) Подбор и адаптация методических рекомендаций по совершенствованию логопедической работы, направленной на коррекцию просодических компонентов у дошкольников со стертой дизартрией, с учетом выявленной симптоматики.

В исследовании используются следующие методы:

1) Организационный (организация исследования, отбор детей в экспериментальную группу).

2) Биографические (анализ анамнестических данных, беседа).

3) Эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент).

4) Количественный (обработка экспериментальных данных).

5) Интерпретационный (качественный анализ результатов эксперимента, обобщающие выводы).

Теоретическая значимость работы заключается:

– в уточнении нарушений голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических просодических расстройств при стертой дизартрии;

– в определении методов и приемов коррекции просодики с учетом выявленных нарушений у детей со стертой дизартрией, которые могут способствовать повышению эффективности преодоления данного речевого расстройства.

Практическая значимость состоит:

– в сравнении состояния просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием;

– в определении последовательности и содержания логопедической работы по коррекции просодики у детей со стертой дизартрией.

Гипотеза исследования. У детей со стертой дизартрией вследствие артикуляторных нарушений и органической недостаточности мышц речевого аппарата нарушаются просодические компоненты, а именно темп и тембр речи, сила и высота голоса, интонационное оформление речи, умение различать и воспроизводить ритм, ударение, паузацию в речи. Нарушение голосовых, темпо-ритмических и артикуляционно-фонетических просодических расстройств и учет выявленных нарушений просодики у данной категории детей позволит определить дифференцированный подход к логопедической работе, направленной на их коррекцию.