28.08.2010 4968

Особенности готовности дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письмом - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В последние годы в научных трудах отмечается, что нарушения письма у младших школьников является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса письма, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление данного навыка (Л.Ф. Спирова, 1959, 1982; А.В. Ястребова, 1982, 1996, 1999; И.Н. Садовникова, 1993; А.Н. Корнев, 1997; Р.И. Лалаева, 1997; 2003; И.В. Прищепова, 2003, Е.А. Логинова, 2004). В качестве предпосылок усвоения письма детьми рассматриваются различные лингвистические к психологические факторы: достаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, четкость кинестетических, слуховых образов звукового состава слова, познавательная активность в сфере морфологических обобщений, определенный уровень лексико-грамматического строя, сохранность процессов памяти, внимания, мышления, зрительно-пространственных представлений. В зависимости от того, какие именно из перечисленных выше предпосылок письма оказались в дошкольном возрасте не сформированными, в школьные годы могут возникнуть разные виды дисграфии.

Кроме того, многочисленные клинические, психолого-педагогические исследования, а также опыт учебной и логопедической работы говорят о широкой распространённости расстройств письменной речи у учащихся речевой школы. Так, по данным Л.Г. Парамоновой (2001) в речевых школах у 30-40% второклассников встречаются стойкие специфические нарушения письма – дисграфии. Поэтому необходимо как можно раньше выявить и проанализировать состояние предпосылок овладения письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи, уточнить специфические проявления нарушений вербальных и невербальных функций, составляющих базис письма, у данной категории детей. Подобное исследование в целом будет способствовать решению проблемы профилактики нарушений письма у детей с речевой патологий.

В связи со сказанным, объектом исследования является готовность старших дошкольников с общим недоразвитием речи к усвоению письменной речи.

Предмет исследования: уровень сформированности речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих процесс письма, у дошкольников с ОНР.

Проблема исследования заключается в определении основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы по профилактике нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Целью исследования является изучение у дошкольников с общим недоразвитием речи уровня сформированности речевых и неречевых психических функций, являющихся ведущими в процессе письма, и разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедическому воздействию, направленному на подготовку детей данной категории к обучению грамоте.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) изучение специальной психолого-педагогической и методической литературы с целью теоретического обоснования методики констатирующего эксперимента;

2) составление методики диагностики готовности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письмом;

3) экспериментальное исследование у детей старшего дошкольного возраста речевых и неречевых психических процессов, являющихся ведущими в процессе письма;

4) сравнительный анализ особенностей и уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи и их сверстников без речевой патологии;

5) разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе по профилактике нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется уточнением и расширением знаний о речевых и неречевых дефектах детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, экспериментальным исследованием состояния речевых и неречевых психических функций у дошкольников с ОНР, необходимых для успешного овладения письмом, и определением на этой основе задач, последовательности, организации и содержания логопедической работы по подготовке дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте.