28.08.2010 6653

Подготовка дошкольников со стёртой дизартрией к обучению грамоте - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В последнее время наиболее активно изучается проблема нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста (Г.А. Каше, В.К. Орфинская и другие). По данным Р.И. Лалаевой, дети этой категории составляют 4% школьников, стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. В связи с этим особо актуальным становится изучение специфических психофизиологических особенностей развития детей данной категории, специальная работа по подготовке их к обучению в школе.

Г.А. Каше отмечает, что уже в дошкольном возрасте дети с нарушением звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к обучению, если с ними не проводилось соответствующая работа в детском саду. Естественно, что в школе они попадают в категорию неуспевающих. Преодоление неуспеваемости возможно только при условии своевременного выявления этих детей и оказания им качественной психолого-педагогической и логопедической помощи.

В настоящее время весьма остро встает вопрос, связанный с обучением и воспитанием таких детей в условиях детского сада. Проблема воспитания и обучения детей со стёртой дизартрией нашла отражение в работах Г.А. Каше, Л.В. Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Е.Ф. Соботович и других ученых, занимающихся изучением этого вопроса.

Количество детей, страдающих нарушением звукопроизношения, непрерывно растёт, и тому есть целый ряд причин: социальных, психологических и педагогических. С.Н. Шаховская выделяет следующие причины нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста:

– несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи;

– позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности;

– общее моторное недоразвитие, особенно недоразвитие речевой моторики.

Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, экономически неустроенная жизнь, отсутствие педагогически целесообразного воздействия на ребенка, психотравмирующие ситуации) в наиболее чувствительный период в свою очередь замедляют психическое развитие в целом и отягощают проблемы, связанные с развитием звуковой культуры речи.

Трудности в общении, в установлении межличностных отношений, в освоении чтения и письма, которые испытывают дошкольники со стертой дизартрией, свидетельствуют о недостаточной сформированности у них речевой деятельности.

В настоящее время в современной психолого-педагогической и специальной литературе представлено много исследований, посвященных формированию готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте, однако относительно методов и приемов обучения для детей со стертой дизартрией таких исследований недостаточно. На наш взгляд, нуждается в совершенствовании система коррекционно-профилактической и логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи с целью как можно лучшего подготовки их к обучению чтению и письму.

Подготовка детей к обучению грамоте должна носить систематический, планомерный и целенаправленный характер, опираться на знание общих закономерностей развития детской психики и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка с речевой патологией. При этом особое внимание необходимо уделять формированию речевых и неречевых психических функций, являющихся ведущими в формировании навыков чтения и письма, поскольку письмо и чтение из цели начального обуче¬ния превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Все вышесказанное позволило определить предмет исследования: психические функции, обеспечивающие процесс письма и чтения в норме.

Объект исследования – особенности готовности дошкольников со стертой дизартрией к овладению грамотой.

Проблема исследования: разработка комплексной системы коррекционно-логопедического воздействия, направленного на улучшение подготовки детей дошкольного возраста со стертой дизартрией к обучению грамоте.

Цель исследования – изучение у дошкольников со стертой дизартрией неречевых и речевых психических функций, являющихся ведущими в процессе письма и чтения и разработка комплексной системы коррекционно-логопедического воздействия, направленного на улучшение подготовки детей данной категории к обучению грамоте.

Задачи исследования:

1) Анализ психолого-педагогической, лингвистической и специальной литературы по проблеме исследования.

2) Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента.

3) Разработка методики констатирующего эксперимента.

4) Анализ результатов констатирующего эксперимента.

5) Выявление среди дошкольников групп по степени риска возникновения трудностей в овладении чтением и письмом.

6) Составление методики коррекционно-логопедического воздействия, направленного на улучшение подготовки детей дошкольного возраста со стертой дизартрией к обучению грамоте.

7) Анализ результатов формирующего эксперимента.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем: полученные данные о состоянии готовности детей дошкольного возраста со стертой дизартрией уточняют и расширяют знания о речевых и неречевых дефектах данной категории детей.

Практическая значимость работы определяется целенаправленным исследованием состояния речевых и неречевых психических функций у дошкольников с ОНР, необходимых для успешного овладения чтением и письмом и определением на этой основе задач последовательности, специфики, организации и содержания логопедической работы по подготовке дошкольников со стертой дизартрией к обучению грамоте.