Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) - проект дипломной работы
Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.
Актуальность. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Готовность детей к систематическому школьному обучению, в структуре которой разрабатывается проблема профилактики нарушений письма, рассматривается в качестве всестороннего воспитания и развития личности дошкольника, овладения им целостной системой свойств и качеств, приобретенных в физическом, умственном, эстетическом развитии (А.В. Запорожец, Л.Г. Парамонова, Д.Б. Эльконин и др.).
Анализ специальной литературы по проблеме школьной готовности позволил сделать выводы о необходимости оптимизации процесса подготовки детей к обучению в школе, о совершенствовании диагностики уровня готовности к систематическому овладению знаниями, о необходимости разработки дифференцированных подходов к детям, что в целом будет способствовать решению проблемы профилактики дисграфии.
Достижение оптимальной эффективности начального процесса обучения в значительной степени зависит от уровня овладения учениками письменной речью, которая является основой для усвоения школьных знаний. Но для того, чтобы овладение письмом стало возможным, у нормально развивающегося ребенка процесс обучения письму должен осуществляться на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций (слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи, пространственных представлений, мелкой моторики, сукцессивных и симультанных процессов).
Группа ведущих ученых (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом письма и в будущем может стать причиной специфических его нарушений – дисграфий.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Р.Е. Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, то есть к усвоению элементов грамоты.
Исходя из сказанного, профилактика дисграфии в дошкольном детстве, а тем более у детей с таким сложным нарушением речи, как ОНР, является актуальным вопросом в теории и практике логопедии, требующем своего теоретического и практического рассмотрения. При этом особое значение в решении этой проблемы приобретает определение дифференцированного содержания профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с ОНР.
Объектом исследования является особенности готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к усвоению письменной речи.
Предмет исследования: уровень сформированности речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих процесс письма, у дошкольников с ОНР.
Проблема исследования заключается в определении основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы по профилактике нарушений письма у дошкольников с ОНР.
Цель исследования - выявить предрасположенность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к дисграфии и разработать методические рекомендаций к коррекционно-логопедической работе по профилактике нарушений письма у данной категории детей.
Основные задачи исследования:
1) Изучение психолого-педагогической и специальной литературы.
2) Теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента.
3) Экспериментальное исследование состояния речевых и неречевых функций у дошкольников.
4) Анализ особенностей сформированности предпосылок письменной речи у дошкольников с ОНР и выявление среди них групп риска по возникновению дисграфии.
5) Разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе по профилактике нарушений письма у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается:
1) в углублении теоретических представлений об особенностях готовности детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению и овладению грамотой;
2) в изучении предпосылок нарушений письменной речи, что позволяет выявить детей «группы риска» по возникновению дисграфии и своевременно организовать профилактическую работу по предупреждению нарушений письма;
3) в обосновании и выборе путей и методов коррекционно-логопедической работы, направленной на подготовку дошкольников с ОНР к овладению письменной речью.
Гипотеза исследования: у дошкольников с общим недоразвитием речи в структуре дефекта наблюдается несформированность ряда речевых и неречевых психических функций, которые являются качественно неоднородными. Если наши предположения будут верны, то выявленные особенности позволят определить дифференцированный подход к профилактической работе с данной категорией детей, направленной на предупреждение возникновения специфических ошибок нарушения процесса письма.