28.08.2010 6689

Нарушения связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Но совершенствование и развитие ребенка возможно лишь при непременном условии овладения речью.

Речь является важнейшей психической функцией человека - универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы - внимание, восприятие, память, мышления, воображение - опосредованы речью. Отклонение в развитии речи отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности.

При подготовке детей к школе формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи приобретает особое значение, так как достаточный уровень сформированности связной речи является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Формированию связной речи необходимо уделять особое внимание при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, т.к. известно, что у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками описательно-повествовательной речи. На полноценное овладение связной речью должна быть направлена и работа по развитию у детей лексического и грамматического строя языка.

Исследованию особенностей связной речи у детей с ОНР посвящены работы Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Л.Ф. Спировой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, В.П. Глухова, но, тем не менее, проблема формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является недостаточно изученной. В настоящее время нет достаточно разработанной, научно обоснованной системы формирования связной речи детей с нарушениями речи, базирующейся на специальном экспериментальном изучении этого вида речевой деятельности, с учетом специфических затруднений в овладении детьми с общим недоразвитием речи навыками связных высказываний, возрастных и личностно-психологических особенностей детей. В связи с этим проведение исследований, направленных на изучение и формирование связной монологической речи детей с ОНР, является актуальным.

Объектом исследования является связная монологическая речь у детей с общим недоразвитием речи.

Предметом исследования является специфика нарушений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблема исследования заключается в подборе оптимальных средств коррекции нарушений связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе комплексного логопедического воздействия по устранению данной патологии.

Целью исследования явилось выявление характерных особенностей связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и разработка методических рекомендаций к логопедической работе по коррекции выявленных нарушений.

В задачи исследования входит:

– изучение специальной лингвистической, методической, психолого-педагогической и логопедической литературы с целью научно-теоретического обоснования методики констатирующего эксперимента;

– подбор диагностических заданий и составление методики изучения устной монологической речи у дошкольников;

– выявление особенностей в овладении навыками связной монологической речи детьми 6-6,5 лет с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками и изучение их возможностей в использовании различных видов монологических высказываний;

– определение оптимальных путей коррекции связной монологической речи у дошкольников с ОНР с учетом выявленных нарушений.

Для реализации поставленных задач в ходе исследования используются следующие методы: изучение и анализ литературных источников; биографические (изучение медико-педагогической документации); организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (констатирующий эксперимент); обрабатывающие и интерпретационные (количественный и качественный анализ результатов).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в углублении представлений о симптоматике общего недоразвития речи и об особенностях связной монологической речи при данной патологии. Исследование поможет найти наиболее оптимальные пути коррекции нарушений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза исследования: учитывая симптоматику общего недоразвития речи, своеобразие речемыслительной деятельности детей с ОНР, можно предположить, что у дошкольников имеются и специфические проявления нарушений связной монологической речи, выражающиеся не только в нарушении языкового (лексико-грамматического) оформления, но и нарушении смыслового программирования связных высказываний.