28.08.2010 9619

Развитие сенсорных функций дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. При этом большое значение имеет развитие сенсорных процессов в этот период.

По данным различных авторов - психологов, педагогов, медиков, логопедов - сенсорное восприятие, направленное на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Так, например, как показали исследования Д. В. Запорожца, Л.А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.

А.А. Люблинская, В.И. Логинова говорили о том, что сенсорное воспитание направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия и других - важнейшее звено воспитания. Развитие ощущения и восприятия - это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника. А.А. Люблинская акцентирует внимание на том, что для познавательной деятельности особое значение имеет вклю¬чение речи в процесс ощущения и восприятия.

Таким образом, успешность речевого, умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В то же время ученые, всесторонне изучавшие нарушения речи у дошкольников, отмечают, что нарушение речи, в зависимости от характера расстройства, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка. Многие авторы в своих исследованиях выделяли и обосновывали эти нарушения. Но об особенностях развития сенсорной сферы детей с речевой патологией мы можем найти в литературе немногочисленные данные.

Как отмечают исследователи [Р.Е. Левина, Р.А. Белова-Давид, О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, И.Т. Власенко, А.П. Воронова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.Н. Волковская], сенсорное развитие детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

В связи с вышесказанным теоретическое и практическое исследование, а также коррекция нарушений сенсорной сферы детей с речевой патологией является задачей своевременной и актуальной.

Объектом исследования является сенсорные функций детей - дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности зрительного и слухового восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Целью исследования является определение динамики развития зрительного и слухового восприятия под действием специально организованной коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование сенсорных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1) Изучить состояние разработанности проблемы по данному вопросу в общей психолого-педагогической и специальной литературе.

2) Определить научно-теоретические основы и разработать методику исследования сенсорных функций для детей с общим недоразвитием речи.

3) На основании количественного и качественного анализа результатов констатирующего эксперимента выявить уровни сформированности сенсорных функций у детей с ОНР и детей с нормальным развитием.

4) Определить пути коррекции и разработать методику коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование сенсорных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

5) Проверить эффективность коррекционно-логопедической работы.

В процессе исследования используются следующие методы исследования: биографический (сбор и анализ анамнестических данных); экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); количественный метод (количественная обработка данных); интерпретационный метод (качественный анализ полученных данных, интерпретация результатов эксперимента).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность углубить и расширить знания об особенностях сенсорной сферы у дошкольников с ОНР.

Практическая значимость определяется:

1) экспериментальным выявлением особенностей сенсорного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи;

2) сравнением состояния и уровня сформированности зрительного и слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи и их сверстников без речевых нарушений;

3) разработкой методики коррекционной работы, направленной на развитие целостного восприятия дошкольников с речевыми нарушениями и внедрением ее в учебно-воспитательный процесс ДОУ;

4) проверкой эффективности предлагаемой программы оптимизации и коррекции сенсорной сферы детей с общим недоразвитием речи в формирующем педагогическом эксперименте.

Проблема исследования заключается в разработке эффективной методики коррекции и развития сенсорных функций детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в системе комплексного логопедического воздействия по устранению данной речевой патологии.

Гипотеза исследования: учитывая взаимосвязь психического и речевого развития можно предположить, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеется своеобразие в развитии сенсорных функций и качественно неоднородные уровни сформированности зрительного и слухового восприятия, которые необходимо учитывать в процессе коррекционно-логопедической работы по устранению данной речевой патологии.