28.08.2010 5782

Нарушение процесса словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). От степени овладения словообразовательными умениями и навыками детьми в дошкольном возрасте во многом зависит успешность развития их «языковой компетенции» и возможность усвоения знаний в этой области.

Учитывая большую степень распространенности такого нарушения как общее недоразвитие речи и тот факт, что впоследствии перед детьми встает задача изучения языка как учебного предмета, весьма актуальным является выявление характера сформированности словообразовательных операций у данной категории дошкольников с целью разработки теоретических обоснований для включения в логопедическую работу новых приемов, направленных на формирование осознанных навыков и умений производства новых слов.

На протяжении последних десятилетий проблема общего недоразвития речи различного генеза является объектом пристального изучения многих исследований (Л.Ф. Спирова, 1957; Р.Е. Левина, 1968; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1982; Г.А. Каше, 1985; Г.В. Чиркина, 1993; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999 и другие). Однако, наряду с изучением специфических особенностей вербального и невербального развития дошкольников с ОНР, незаслуженно мало внимания уделяется готовности этих детей к проведению словообразовательных действий разной степени сложности, хотя большинство авторов указывают на трудности, которые дети испытывают в процессе образования новых слов (недостаточное понимание значений приставочных глаголов, трудности в образовании притяжательных и относительных прилагательных, сравнительных степеней качественных прилагательных и пр.)

Недостаточность данных о становлении такого важного блока речевой деятельности как система словообразовательных операций побуждает к поиску новой информации о закономерностях овладения этой важной для развития языка системой детьми с речевой патологией. Особую значимость эти поиски приобретают в свете современных методических требований, ориентируемых на необходимость включения в программу логопедического воздействия не только хорошо известных в практике логопедической работы методов, но и нестандартных педагогических технологий, основанных на разработке специальных приемов, направленных на одновременное развитие речевых и когнитивных возможностей детей.

В целом, несмотря на значимость данной проблемы, она не является достаточно разработанной, как в теоретическом, так и в практическом плане, что и определяет ее актуальность.

Объектом исследования является процесс словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предметом исследования является нарушение функции словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Целью исследования является изучение нарушения формирования функции словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений логопедической работы по их коррекции.

Для достижения этой цели в исследовании были определены следующие задачи:

1) Анализ литературных данных, касающихся нарушения функций словообразования у детей с ОНР.

2) Теоретическое обоснование и составление методики изучения нарушения функций словообразования у детей с ОНР.

3) Выявление особенностей нарушения словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

4) Сравнительный анализ нарушения словообразования у детей с ОНР и нормально развивающимися сверстниками.

5) Разработка направлений логопедической работы.

Для реализации поставленных задач используются следующие методы: организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий психолого-педагогический эксперимент, метод диагностических заданий); биографические (анализ анамнестических данных, изучение документации); обрабатывающие и интерпретационные методы (количественный и качественный анализ, метод логического анализа).

Теоретическая и практическая значимость заключается:

– в углублении теоретических представлений о симптоматике общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста;

– в экспериментальном изучении структуры нарушения словообразования у детей с ОНР;

– в сравнительном анализе развития функции словообразования у дошкольников с ОНР и детей с нормальным речевым развитием и определении общих и специфических проявлений нарушения словообразования у двух групп детей;

– в определении задач, последовательности и организации коррекции нарушений функции словообразования у детей с ОНР на основе выявленной симптоматики и специфики нарушений.

Проблема исследования: определение специфических нарушений словообразования у дошкольников с ОНР, обоснование и разработка оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по их устранению.

Гипотеза исследования: в связи с тем, что общее недоразвитие речи является системным нарушением речи, то у детей с данной речевой патологией нарушен и процесс словообразования, который характеризуется нарушением как семантического, так и формально-языкового уровня словообразовательных процессов.