28.08.2010 5593

Особенности словообразования у дошкольников со стертой псевдобульбарной дизартрией - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими программой по родному языку. Особое значение решения этих вопросов имеет для дошкольников со стертой дизартрией. Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного психофизического развития человека.

Грамматический строй речи является важнейшим условием функции речи, как средства коммуникации. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Построение грамматически правильно оформленного речевого высказывания – это кульминационный процесс формирования речи. Поэтому исследование словообразования у детей с нарушениями речи и определение путей логокоррекционной работы, является крайне актуальной проблемой в современной теории и практике логопедии.

Особенности словообразования у детей со стертой дизартрией рассматриваются в ряде исследований таких авторов, как Е.Ф. Соботович, Н.В. Серебрякова, Е.М. Мастюкова, Н.В. Ипполитова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева. Все они указывают, что словообразования у детей со стертой дизартрией характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. У детей данной категории, по данным исследователей, плохо развита способность различать значения, которые заключены в лексико-грамматических формах родного языка. Нарушение словообразования у детей с дизартрией ведет к обеднению словарного запаса, трудностям в работе над морфологическим составом слова.

Но все же вопрос об особенностях словообразования у данной категории детей до настоящего времени остается одним из наименее изученных в логопедии.

Объектом исследования является процесс словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предмет исследования: уровень сформированности словообразования у детей со стертой псевдобульбарной дизартрией.

Целью работы является выявление уровня сформированности словообразования у дошкольников со стертой дизартрией и определение основных путей и методов логокоррекционной работы, направленной на развитие словообразовательных навыков у данной категории детей.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

– Проанализировать лингвистическую, методическую и специальную логопедическую литературу по проблеме исследования.

– Выявить особенности нарушения словообразования у дошкольников со стертой дизартрией по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

– Разработать методические рекомендации к коррекционно-логопедической работе по формированию словообразования у дошкольников со стертой дизартрией.

Анализ литературных данных по проблеме позволил сформулировать гипотезу: учитывая взаимосвязь в развитии всех компонентов речевой системы, сложность дефекта при дизартрии, можно предположить, что у этих детей могут наблюдаться специфические особенности словообразования, учет которых позволит осуществлять более дифференцированный подход в процессе коррекции речи этих детей.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и расширении научных представлений о характере и своеобразии нарушений словообразования у дошкольников со стертой дизартрией.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данного исследования позволят внести дополнения, уточнения в существующие методики коррекционно-логопедической работы по развитию словообразования у детей со стертой дизартрией, акцентировать внимание на необходимости формирования словообразования с учетом специфических особенностей, выявленных в процессе исследования, что позволит более эффективно проводить логопедическую работу по преодолению данного нарушения.