28.08.2010 5629

Нарушения фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Стертая дизартрия в последнее время часто встречается у детей дошкольного возраста, и на практике в логопедической работе нередко смешивается с дислалией. Чтобы дифференцировать эти нарушения необходимо тщательное изучение всех сторон речевой деятельности.

Экспериментальное исследование особенностей фонематического восприятия и разработка путей коррекции приобретает в дошкольном возрасте особенно важное значение, так как этот возраст является сензитивным для развития речи и формирования всех ее компонентов: фонетики, фонематики, лексики и грамматики.

Исследователи, занимающиеся проблемами речевых расстройств при стертой дизартрии (Р.И. Мартынова (1967), Е.Ф. Соботович (1974), Г.В. Гуровец, С.И. Маевская (1982), Л.В. Лопатина (1986)) отмечают, что фонематические нарушения носят стойкий характер и имеют сходство в своих проявлениях с другими артикуляторными расстройствами и трудны для дифференциальной диагностики. При этом, нарушения фонематического восприятия отрицательно влияют на развитие и формирование других компонентов речи.

В исследованиях Г.В. Гуровец, С.И. Маевской (1982), Е.Ф. Соботович (1974) подчеркивается, что у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией наблюдается нарушение фонематического восприятия. Однако вопрос об особенностях этих расстройств у данной категории дошкольников изучен недостаточно.

В связи с этим особенную важность приобретает проблема своевременного выявления и коррекции фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией, что обеспечивает полноценную подготовку детей данной категории к обучению в школе, а также профилактику расстройств письменной речи.

Исходя из вышеуказанного, определяется:

объект исследования – состояние речевой функции у старших дошкольников, страдающих стертой дизартрией;

предмет исследования – нарушение фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;

проблема исследования – выявление основных особенностей нарушения фонематического восприятия у дошкольников данной категории.

Целью исследования является выявление состояния фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и определение основных направлений логопедической работы по их коррекции.

Задачи исследования:

1) Анализ специальной логопедической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования для определения научно-теоретических предпосылок методики констатирующего эксперимента.

2) Разработка методики исследования фонематического восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией.

3) Выявление особенностей восприятия фонем у детей с речевой патологией.

4) Сравнительный анализ состояния фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией и их сверстников, не имеющих данной речевой патологии.

5) Определение основных направлений логопедической работы по коррекции нарушений фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией.

Методы исследования: 1) Организационные (сравнительный, комплексный). 2) Биографические (анализ анамнестических данных). 3) Эмпирические (констатирующий эксперимент). 4) Обрабатывающие (количественный анализ). 5) Интерпретационные (качественный анализ).

Теоретическая значимость исследования определяется следующим:

1) Изучением симптоматики нарушения фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией.

2) Выбором методики исследования фонематического восприятия для детей данной категории.

3) Разработкой основных направлений коррекции расстройств фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией.

Практическая значимость исследования определяется тем, что целенаправленно изучена симптоматика нарушений фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией, выявлены особенности данных расстройств, а также определены основные направления коррекционной работы по преодолению нарушений фонематического восприятия у данной категории детей. Своевременная коррекция недоразвития фонематического восприятия является одним из важнейших условий высокой эффективности логопедической работы, способствующей подготовке дошкольников со стертой дизартрией к эффективному усвоению программы по русскому языку, а также предупреждению расстройств письменной речи у данной категории детей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для дошкольников со стертой дизартрией характерно нарушение фонематического восприятия различной степени выраженности, что обусловлено недостаточностью сенсорного и моторного компонентов речи, а также индивидуальными особенностями высших психических функций у детей данной категории.

2. Индивидуальные различия в уровне сформированности фонематического восприятия, а также механизмы, их обуславливающие, позволяют выделить дошкольников со стертой дизартрией в определенные группы с учетом вышеперечисленных факторов.

3. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией должна проводится дифференцировано с учетом не только симптоматики, но и механизмов, лежащих в их основе, а также индивидуально-психических особенностей детей данной категории.