28.08.2010 5763

Совершенствование фонематических функций в логопедической работе по преодолению стертой дизартрии у дошкольников - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В исследованиях посвященных проблеме речевых нарушений [Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.В. Лопатина] отмечается, что фонетико-фонематические нарушения у дошкольников с речевыми нарушениями являются распространенными и имеют стойкий характер.

Хорошо известно, что большинство детей с нарушениями речи, поступающих в школу, не владеют умениями производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Эти действия приходиться специально формировать. Высокий уровень развития первичного фонематического восприятия не приводит автоматически к этому действию, хотя является предпосылкой его формирования. Элементарной сенсорной речеслуховой функции совершенно достаточно для практики речевого общения, но недостаточно для овладения чтением и письмом. Речевое общение не ставит перед ребенком задач, в ходе которых развивались бы эти более высокие формы звукового анализа. Развитие более сложных форм фонематических функций происходит только в процессе специального обучения.

По данным Л.Ф. Спировой, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи сказывается на неточности речевых представлений и обобщений, затрудняет овладение звуковым анализом слова и, как следствие, препятствует овладению грамотой.

Стертая дизартрия в последнее время часто встречается у детей дошкольного возраста, и на практике в логопедической работе нередко смешивается с дислалией. Чтобы дифференцировать эти нарушения необходимо тщательное изучение всех сторон речевой деятельности.

Исследователи, занимающиеся проблемами речевых расстройств при стертой дизартрии [Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Л.В. Лопатина] отмечают, что фонематические нарушения носят стойкий характер и имеют сходство в своих проявлениях с другими артикуляторными расстройствами и трудны для дифференциальной диагностики. При этом нарушения фонематических функций отрицательно влияют на развитие и формирование других компонентов речи. Как отмечает Л.В. Лопатина [1992, 1994, 2004], сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука способствует формированию фонематического представления о нем и является необходимым условием преодоления фонематического недоразвития. Поэтому решение проблемы формирования фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией имеет важное значение для будущего успешного школьного обучения этих детей.

Кроме того, изучение фонематических функций приобретает в дошкольном возрасте особенно важное значение, так как этот возраст является сензитивным для развития речи и формирования всех ее компонентов: фонетики, фонематики, лексики и грамматики.

Таким образом, теоретическое изучение, экспериментальное исследование фонематического строя речи дошкольников с дизартрией и в дальнейшем разработка комплексной коррекционной работы по их формированию является актуальным вопросом в теории и практики логопедии.

Объект исследования: особенности фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предмет исследования: содержание коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических функций у детей со стертой дизартрией.

Проблема исследования: 1) выявление распространенности, характера и степени выраженности нарушений формирования фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией; 2) определение оптимальных путей и методов коррекции фонематических нарушений у детей с речевой патологией.

Целью исследования является выявление распространенности и характера нарушений фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией и определение оптимальных путей и методов коррекции фонематических нарушений у детей с речевой патологией.

Задачи исследования:

1) анализ специальной лингвистической, психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, посвященной проблеме исследования;

2) научно-теоретическое обоснование и разработка методики исследования фонематических функций у детей со стертой дизартрией;

3) экспериментальное сравнительное изучение состояния и уровня сформированности фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием;

4) разработка методики коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических функций и проведение формирующего эксперимента;

5) анализ результатов обучающего эксперимента.

Методы исследования: теоретический анализ литературы; биографические методы (анализ анамнестических данных, анализ медико-психолого-педагогической документации); эмпирические методы (наблюдение, метод диагностических заданий, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); организационные методы (сравнительный, комплексный); количественный (количественный анализ полученных данных), интерпретационный (качественный анализ, метод логического анализа).

Теоретическая значимость исследования: оно дает возможность описать общие и специфические нарушения фонематической системы языка у детей со стертой дизартрией, а также позволяет систематизировать описанные в специальной научной литературе данные об особенностях фонематических функций у детей с речевыми нарушениями.

Практическая значимость определяется тем, что исследование позволяет экспериментальным путем выявить особенности нарушений фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией, сравнить уровень сформированности фонематических функций у данной категории детей и их сверстников без речевых нарушений, а также определить основные методы и приемы коррекционно-логопедической работы по устранению фонематических нарушений у детей.

Гипотеза исследования: опираясь на теоретические знания о процессе фонематического развития детей как сложном психическом процессе, об этиологии, механизмах, симптоматике стертой дизартрией, можно предположить, что фонематические нарушения в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии, представляя сложный симптомокомплекс, являются качественно неоднородными. При этом в большей степени будут нарушены фонематическое восприятие и сложные формы фонематического анализа, которые формируются только в процессе целенаправленного обучения. Учет особенностей фонематических функций у данной категории детей позволит повысить степень эффективности коррекционно-логопедической работы.