Нарушения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) и пути их коррекции - проект дипломной работы
Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Современная концепция дошкольного воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования предопределяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является речевое развитие. В связи с этим большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению, к овладению ими программой по родному языку. Особое значение решение этих вопросов имеет для дошкольников с нарушениями речи, поскольку одной из актуальных задач коррекционного логопедического воздействия является формирование предпосылок успешного обучения в школе, предупреждение нарушений письма.
С таким явлением как общее недоразвитие речи приходится сталкиваться в практике логопедической работы достаточно часто, поэтому изучение симптоматики и механизмов этого расстройства является актуальной проблемой для теории и практики логопедической науки. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте (Р.Е. Левина, 1968).
У детей с ОНР не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, на котором ребенок осознает элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими. Как отмечают Л.Ф. Спирова (1957), Г.А. Каше (1985), нарушения фонематических функций особенно распространены в дошкольном возрасте и оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие. Исследователями (Л.Ф. Спирова, 1957; Р.Е. Левина, 1968; Г.Ф. Сергеева, 1972; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1982; Г.А. Каше, 1985; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999; Т.В. Туманова 2000; Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001 и др.) выявлено у детей с ОНР недоразвитие высших психических функций, что приводит в дальнейшем к нарушениям чтения и письма. Авторы выделяют несформированность слуховой и слухо-произносительной дифференциации звуков речи, простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза звуков в слово.
Несмотря на значительное количество работ, рассматривающих особенности структуры общего недоразвития речи, в настоящее время имеются лишь отдельные теоретические и практические научные исследования, в которых раскрывались бы особенности развития фонематических функций у детей с ОНР и давались бы подробные рекомендации по их коррекции. Сегодня остается потребность в методических пособиях, направленных на формирование фонематических функций, учитывающих индивидуально-дифференцированных подход к коррекции этих нарушений у детей-дошкольников с речевыми нарушениями с учетом речевого недоразвития детей, симптоматики и механизмов нарушения в каждом конкретном случае.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – особенности фонематического развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – состояние фонематических функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – разработка методических рекомендаций к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является экспериментальное изучение нарушений формирования фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и определение оптимальных путей и методов коррекции фонематических нарушений.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
1) Изучение и анализ литературы, посвященной исследованию проблемы нарушений фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи.
2) Научно-теоретическое обоснование и разработка методики исследования состояния фонематических функций у детей данной категории.
3) Проведение констатирующего эксперимента.
4) Анализ результатов исследования состояния фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи и определение особенностей нарушений фонематических восприятия, анализа, синтеза и представлений у данной категории детей.
5) Разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленной на формирование и развитие фонематических функций у дошкольников с речевыми нарушениями.
В ходе работы используются следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Теоретический метод - включает в себя изучение литературы по теме исследования. Применение этого метода позволяет определить научную основу исследования, конкретизировать цель и задачи, а также подобрать диагностические задания.
- Организационный метод – организация исследования, выбор базы исследования, отбор испытуемых детей в экспериментальную и контрольную группы.
- Метод изучения документации (анамнестических данных, личных дел) - использование этого метода в эксперименте является источником получения фактических данных и позволяет выявить особенности развития ребенка.
- Метод наблюдения - в ходе использования данного метода выявляется степень познавательной и речевой активности детей и составляется общее представление о психолого-педагогических особенностях детей, участвующих в эксперименте.
- Эмпирические методы – включают в себя тесты и диагностические задания (констатирующий эксперимент).
- Сравнительный метод – позволяет определить состояние фонематических функций у детей с ОНР в сравнении с их сверстниками, имеющими нормальное речевое развитие.
- Обрабатывающие методы – количественный анализ полученных данных.
- Интерпретационные методы – метод качественного анализа результатов деятельности, обсуждение результатов экспериментального исследования, формулирование обобщающих выводов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется:
1. Обобщением научно-теоретических исследований, рассматривающих состояние фонематических функций у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии.
2. Уточнением и расширением теоретических представлений о фонематических расстройствах при общем недоразвитии речи.
3. Целенаправленным экспериментальным изучением симптоматики фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Выяснением распространенности и степени выраженности нарушений фонематических функций у детей с ОНР.
5. Определением симптоматики и механизмов нарушения фонематических функций у дошкольников у детей данной категории.
6. Разработкой основных направлений коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: опираясь на теоретические знания о процессе фонематического развития детей как сложном психическом процессе, об этиологии, механизмах, симптоматике общего недоразвития речи, можно предположить, что фонематические нарушения в структуре речевого дефекта при ОНР, представляя сложный симптомокомплекс, являются качественно неоднородными. При этом в большей степени будут нарушены фонематическое восприятие и сложные формы фонематического анализа, которые формируются только в процессе целенаправленного обучения.