Нарушения фонематических функций у дошкольников с заиканием и пути их коррекции - проект дипломной работы
Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.
Актуальность. Одной из основных целей работы с дошкольниками является их подготовка к обучению в школе, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.
В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространенным нарушением речи является заикание. Заикание - одно из самых тяжелых и распространенных нарушений речи. Оно затра¬гивает не только речевую функцию, но и психологическую, физиологическую, социаль¬ную сферы личности. Заикание отрицательно влияет на психику ребенка, препятствует полноценному ре¬чевому общению, осложняет процесс формирования личности, может способствовать из¬менению систем потребностей, целей, мотивов, эмоционально-волевых качеств. В работах таких авторов, как И.Ю. Абелева, Н.Ф.Синицына [1969], Р.Е. Левина [1975], Г.А. Волкова [1976, 1983], Н.М. Асатиани [1983], В.И. Селиверстов [1994], Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова [1998], В.А. Калягин [1998], Г.А. Волкова [2002] и др. говорится о необходимости коррекции не только лично¬сти и речи заикающегося в целом, но и коррекционном воздействии на отдельные речевые функции заикающегося ребенка, в частности, фонетико-фонематические функции.
Одна из главных задач всестороннего развития дошкольника с нарушением речи – это обучение родному языку, развитию речи, всех её сторон: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной речи. Одно из важнейших направлений работы с дошкольниками – это развитие фонематических процессов. Нарушение развития этих процессов оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.
Как известно, на начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки, как фонемы. Однако, если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала рассчитано в основном на детей, не имеющих нарушений речи. Следовательно, дошкольники, а тем более с такой сложной патологией речи, как заикание, прежде всего нуждаются в своевременном устранении недостатков произношения, формировании умения правильно и четко произносить звуки, как изолировано, так и в словах, фразах и связной речи, выделять их на слух из речи окружающих и из своей собственной.
Поэтому решение проблемы формирования фонематических функций у дошкольников с заиканием имеет важное значение для будущего успешного школьного обучения этих детей.
Однако до настоящего времени мы имеем недостаточное количество теоретических и практических научных исследований, в которых раскрывались бы особенности развития фонематических функций у детей, страдающих заиканием, и давались бы подробные рекомендации по их коррекции.
Объект исследования: фонематические функции у заикающихся дошкольников.
Предмет исследования: уровень сформированности фонематических функций у заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление основных особенностей нарушения фонематических функций у дошкольников с заиканием и определение основных направлений коррекционно-логопедической работы по их формированию.
Задачи исследования:
– анализ специальной лингвистической, психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, посвященной проблеме дипломного исследования;
– экспериментальное изучение состояния фонематических функций у детей подготовительной к школе группе с заиканием и с нормальным речевым развитием;
– на основании выявленных механизмов нарушений фонематической системы языка у заикающихся детей разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленной на формирование и развитие фонематических функций у дошкольников с речевыми нарушениями.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется следующим:
1) Изучением симптоматики нарушения фонематических функций у заикающихся дошкольников.
2) Сравнением состояния фонематических функций у детей, страдающих заиканием и их сверстников без речевых нарушений.
3) Разработкой основных путей логопедического воздействия, направленного на коррекцию выявленных нарушений и развитие фонематической системы языка у детей с заиканием.