Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) - проект дипломной работы
Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.
Актуальность исследования. Общее недоразвитие речи у детей относится к числу распространенных и, вместе с тем, недостаточно изученных расстройств речи. В структуре речевого дефекта у детей с ОНР исследователями [Л.Ф. Спирова, 1957; Р.Е. Левина, 1968; Т.А Ткаченко, 1980; Г.А. Каше, 1985; Г.В. Чиркина, 1993; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999] отмечается недоразвитие как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи, причем часто ведущими нарушениями выступают нарушения формирования системы фонематических средств языка, использующихся для образования звуковой формы значимых единиц. Расстройства восприятия и воспроизведения фонем и правил их употребления, вызывающие недоразвитие функций фонологической системы языка, проявляются в сложном комплексе симптомов, определяемых как фонетико-фонематические нарушения.
Нарушение формирования фонематической стороны детской речи при общем недоразвитии речи оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности. Кроме того, «фонетические и фонематические умения - необходимая база для становления осознанных навыков правописания, в частности, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся», - писал Т.Г. Егоров [1956, с.61].
Проявления нарушений фонетико-фонематического развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогическом аспекте глубоко изучены многими авторами [Р.Е. Левина, 1968; Т.А.Ткаченко, 1980; Г.А. Каше, 1985; Т.Б.Филичева, 1989; Г.В. Чиркина, 1993; Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001; Г.В. Бабина, Н.А. Грассе, 2001]. Однако сложность диагностики, полиморфность этиологии и симптоматики общего недоразвития речи, различный уровень речевого развития детей обуславливают необходимость дальнейшего всестороннего изучения нарушений фонематических функций у детей с данной формой речевой патологии, а также организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нару¬шений фонематических функций с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.
Объект исследования: речевая деятельность детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – уровень сформированности фонематических функций у детей дошкольного воз¬раста с общим недоразвитием речи.
Проблема исследования - определение основных направлений коррекционно-логопедической работы по устранению фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
Целью исследования является выявление особенностей фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определение оптимальных средств логопедической работы по коррекции выявленных нарушений.
Основными задачами исследования являются:
1) анализ специальной лингвистической, психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, посвященной проблеме нарушений фонематических функций у дошкольников с ОНР;
2) определение научно-теоретических предпосылок методики констатирующего эксперимента и составление методики диагностики состояния фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста;
3) экспериментальное изучение особенностей фонематических функций у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием;
4) сравнительный анализ (количественный и качественный) состояния фонематической системы языка и определение уровня сформированности фонематических функций у детей экспериментальных и контрольной групп;
5) разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленной на формирование и развитие фонематических функций у дошкольников с речевыми нарушениями.
Методы исследования: организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (сбор и анализ анамнестических данных, констатирующий эксперимент); количественный (математико-статистическая обработка данных) и качественный анализ полученных данных; интерпретационные (метод логического анализа).
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется следующим:
1. Анализом и обобщением научно-теоретических исследований, посвященных изучению фонематической стороны речи у дошкольников в норме и при нарушении речевого развития.
2. Сравнительным экспериментальным исследованием состояния фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи их сверстников с нормальным речевым развитием.
3. Изучением симптоматики нарушений фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи, определением общих и специфических особенностей выявленных нарушений у детей с ОНР второго и третьего уровня речевого развития, определением уровня сформированности фонемати¬ческой системы у данной категории детей.
4. Разработкой основных направлений коррекции фонематических нарушений, исходя из симптоматики и механизмов нарушений фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.