03.09.2010 14953

Становление звукослоговой структуры слова в онтогенезе

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Проблема становления слоговой и звуковой структуры у детей с нормальным речевым онтогенезом отражена в работах Е.А. Аркина, А.Н. Гвоздева, К. Зика, Е.И. Исениной, Г.М. Ляминой, А.К. Марковой и др. В многочисленных работах педагогов, психологов, лингвистов нашел отражение большой фактический материал, который был получен в результате наблюдений за становлением детской речи. Результаты этих наблюдений показывают, что развитие речи детей раннего возраста имеет ряд особенностей. Овладение структурой родного языка осуществляется ребенком за достаточно короткий период. К 3-4 годам у ребенка формируется так называемое ядро речи.

Многие авторы отмечают неравномерный, скачкообразный характер речевого развития у детей. Оно может замедляться, останавливаться, а в ряде случаев иногда наблюдается регрессия (А.Н. Гвоздев; Д.Б. Эльконин и др.), что связано не только с состоянием здоровья и особенностями наследственной программы, но также с потоком информации, поступающим по различным информационным каналам. Существует определенная последовательность в развитии как предречевых вокализаций, так и в усвоении грамматических категорий.

В.А. Богородский выделял четыре периода:

1) подготовительный период, или период рефлекторных криков и гуления, начинающийся со дня рождения и заканчивающийся на втором году жизни;

2) период упрощенного произношения слышимых слов, продолжающийся около четырех месяцев;

3) период большего приближения к произношению окружающих, продолжающийся около шести месяцев;

4) период, когда ребенок, уже достаточно овладевший звуками языка, переходит к обычной речи.

Н.Х. Швачкин выделил два периода в развитии речи детей - дофонемную (просодическую) речь и речь второго периода – фонемную.

Е.Н. Винарская выделяет следующие коммуникативно-познавательные периоды детского возраста с учетом диалектики биологического и социологического:

1) период младенческих криков, продолжающийся от 0 до 2-3 месяцев;

2) период гуления, длящийся от 2-3 до 5-6 месяцев;

3) период раннего лепета, приходящийся на время от 5-6 до 9-10 месяцев;

4) период лепетных псевдослов - от 9-10 до 12-14 месяцев;

5) период позднего младенческого лепета - от 12-14 до 18-20 месяцев.

В.И. Бельтюков сопоставляя речевое и моторное развитие детей раннего возраста, выделяет в нем доречевой и речевой этапы.

Обобщая имеющиеся сведения о раннем речевом развитии, А.А. Леонтьев называет следующие периоды:

1) доречевой этап, в котором выделяют период гуления и период лепета, - первый год жизни;

2) этап первичного освоения языка, или дограмматический, который приходится на второй год жизни;

3) этап усвоения грамматики - третий год жизни.

По мнению Т.А. Титовой для любой классификации или периодизации раннего речевого развития характерно выделение ряда особенностей:

– Разновременное формирование «ярусов» единиц речи в процессе освоения языка.

– Усвоение языка ребенок начинает с самого элеметарного уровня - с освоения основных интонационных типов.

– Постепенность в овладении звуковой системой речи.

– Периоды гуления и лепета являются своего рода подготовительным этапом к собственно произношению слов.

– Неустойчивость артикуляции.

– На ранних этапах формирования речевых единиц характерна низкая ступ

ень абстрагирования от индивидуального – они опознаются только у людей, с которыми ребенок общается постоянно и не опознаются у незнакомых.

– Более раннее развитие импрессивной речи.

– Сложная взаимосвязь и взаимозависимость в деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов.

– Взаимосвязь между развитием артикуляторных навыков, мелкой (ручной) и общей моторики.

– Скачкообразность в развитии в целом.

– Общая аритмичность речи, наличие итераций и пауз.

Помимо общего речевого развития, большой интерес вызывают у исследователей и вопросы овладения ребенком фонетической стороны речи, в частности, овладение звукослоговой структурой слова.

Как показали исследования Н.И. Жинкина, Р.В. Тонковой-Ямпольской, определенные успехи у детей первого года жизни в усвоении интонаций подготавливают ребенка к дальнейшему овладению слогом. Детский лепет имеет интонационные структуры, которые впоследствии прослеживаются в речи. Данные В.И. Бельтюкова и А.Д. Салаховой показали, что последовательность появления групп звуков в лепете и словесной речи одна и та же. Лепет необходим для образования артикуляционного контроля. При этом в период с 0.3 до 0.5-0.6 мес. происходит качественный скачок в развитии вокализаций ребенка. В.И. Бельтюков и А.Д. Салахова называют этот этап периодом синтагматической организации речи, который заключается в соединении голосовых элементов (синтагм) в линейную последовательность с модуляцией по тембру и высоте. Авторы называют лепет первой тренировкой ребенка в выстраивании линейной структуры звуковых комплексов.

Если сначала ребенок бессознательно овладевает вокализациями, то приблизительно с полугодовалого возраста он начинает сознательно оперировать «сегментами меняющейся звучности», они становятся, по выражению Е.Н. Винарской, предметами его специальных усилий. Вплоть до появления первых лепетных псевдослов (по данным авторов до 0.9-11 месячного возраста), ребенок тренируется в воспроизводстве цепей, состоящих из сегментов типа слогов СГ, в которых пока отсутствует четкое звуковое наполнение.

Вначале для общения ребенку достаточно воспроизведения только приблизительного слогового состава слова. А.К. Маркова считает, что ребенок прежде всего усваивает открытый тип слога (СГ и Г). Характерным для этого периода является трансформирование детьми закрытого слога типа СГС в открытый слог типа СГ. Ее исследования показали, что после 2,5–3 лет сокращение слогового состава слова представляет собой редкое явление.

А.Н. Гвоздев, Н.X. Швачкин, Д.Б. Эльконин разводят понятия звукового и слогового состава слова. Н.X. Швачкин отмечает, что ребенок часто схватывает слоговой состав слова, мало обращая внимание на звуки этого слова. Слова, произносимые в этих случаях детьми, большей частью весьма точно отвечают количеству слогов в словах взрослых. Такие явления Н.X. Швачкин объясняет общей ритмико-интонационной настроенностью речевого выражения и восприятия, присущей ребенку 1–2 летнего возраста. Автор указывает на возможность усвоения ребенком слоговой структуры слова при полной искаженности его звукового состава, а также на случаи опускания слогов, так называемой «слоговой элизии». Причины «слоговой элизии» он видит в артикуляционной недостаточности у детей раннего возраста.

Д.Б. Эльконин показывает возможность разведения звуковой и слоговой ритмической структуры слова по их роли в понимании: «С изменением звукового состава, но при сохранении ритмико-мелодической структуры понимание сохраняется».

А.Н. Гвоздев также рассматривает усвоение слоговой структуры безотносительно к звуковому составу слова. Он считает, что процессы усвоения отдельных звуков, слогов, сочетаний звуков являются автономными. В работе «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка» он пишет, что в передаче ребенком звукового состава слов на первом месте следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, так как с этим тесно связана судьба различных звуков и сочетаний звуков. Из этого следует, что слоговая структура слова (по Гвоздеву) – один из моментов фонетической стороны речи. Автор четко расчленяет усвоение слогов, усвоение отдельных звуков, усвоение сочетаний звуков как разные моменты внутри фонетической стороны речи. Он указывает на особенность слоговой структуры русских слов, а именно на то, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок начинает воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы: сначала из слова передается только ударный слог, затем появляется первый безударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков. Кроме того, состояние разных звуков и звукосочетаний связано с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сокращение одних слогов в слове и на пропуск других».

Г.М. Лямина отмечает, что более или менее стабильно воспроизводя слоговую структуру слова, ребенок значительно варьирует его звуковой состав. Она выделяет ряд факторов, от которых зависит устойчивость или вариабельность заполнения звуками структуры слова: возраст испытуемых, сложность звукового состава слова, трудность выполнения инструкции взрослого.

Е.А. Аркин указывает на многочисленные дефекты, искажающие структуру слова. Наиболее распространенным, по мнению автора, является пропуск звуков. Ребенок при малейшей трудности прибегает к этому удобному приему. Другой тип дефектов произношения – замена одних звуков другими, когда еще не усвоенные звуки заменяются уже усвоенными. Система «субституция» у ребенка базируется на артикуляционном родстве звуков. Распространенным типом ошибок является также и перестановка звуков в слове.

А.Н. Гвоздев отмечает, что овладение произношением тех или иных звуков служит условием для того, чтобы ребенок использовал их в качестве фонем, как звуко-смыслоразличителей. Свидетельством усвоения ребенком нормы произношения является контролирование им как своей, так и чужой речи на основе принятых речевых образцов.

А.А. Леонтьев считает, что овладение правильным произношением происходит по эвристическому типу, путем «прилаживания» к речевым образцам взрослых.

К концу раннего детства ребенок практически овладевает основными фонемами родного языка.

В целом произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов как семантических единиц. То есть, если сказать кратко, овладение фонетической стороной речи происходит при усвоении под влиянием семантики (А.Н. Гвоздев, Н.И. Швачкин и др.). И только благодаря семантике звуковые элементы слов становятся предметом усвоения. На начальной стадии формирования речи семантическую нагрузку несут в основном ритм и интонация, а в дальнейшем - звуковой рисунок слова.

По данным А.И. Гвоздева, ребенок не сразу овладевает слоговой структуры русских слов, очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двухсложные и трехсложные слова. В двухсложных словах остается ударный слог:

1) и тогда, когда ударение падает на конечный слог, т.е. слово состоит из предударного и ударного (ди-«иди», ки-«чулки», кой-«открой»);

2) и тех случаях, когда ударение падает на первый слог, т.е. слово состоит из ударного и заударного (бу-«булка», па- «палка», ми-«мишка» пла-«плачет».

В трехсложных словах при любом месте ударного:

1) когда ударение падает на конечный слог (ко-«молоко»);

2) когда ударение падает на средний слог (пе-«копейка»);

3) когда ударение падает на первый слог (на-«яблоко», ма-«маленький»).

Имеющиеся сомнительные случаи опущения ударного слога единичны. Пропуск слабейшего слога обнаруживается при сокращении до двух слогов трехсложного слова с ударением на последнем слоге (маки-«башмаки», паги-«сапоги»).

Относительно времени усвоения слов с различным строением слогов, А.Н. Гвоздев приводит наблюдения над своим сыном Женей Г. и пишет, что первым слоем слов являются односложные слова (н'а – на; д'ай – дай; т'ам – там) и двусложные, состоящие из повторения одного слога (оба слога произносятся с одинаково сильным ударением): бо – бо; га – га ; ам – ам; ба – ба; (бай – бай ).

Так же в самое раннее время появляются и двусложные слова с одним ударением : ма – ма (мама), баба, л'ал'а (ляля), н'йга (книга), к'ис'ка , п'ис'и (пища), б'ада ( вода ), т'ан'и (штаны).

Автором отмечается тот факт, что ребёнок очень рано усваивает место ударения (из 87 первых слов ударение только в одном случае не совпало по месту с ударением взрослых: т'ан'а - Таня).

А также в самое раннее время наблюдаются колебания в усвоение места ударения и различий в силе ударных и безударных слогов. Слово т'ука (чулок) имеет слабое ударение на первом слоге и добавочное на втором, а иногда произносится с двумя равносильными ударениями.

Приблизительно до 1,9 лет встречаются двусложные слова. А в дальнейшем особенно часто наблюдается пропуск предударных слогов. Первый предударный слог опускается спорадически, хотя довольно часто - как из одного гласного: д'ом ( идём); так и из нескольких звуков- кл'ой (открой).

Второй предударный слог опускается до 2,0 лет (последовательно) и до 2,6 (спородически): из одного гласного - кус'у (укушу); из нескольких звуков - лас'о (хорошо).

Заударные слоги сохраняются чаще (из них иногда опускаются внутренние слоги, являющиеся наиболее слабыми): п'еп'цу (пепельницу); комт'и (в комнате).

Итак, от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев часто в слове воспроизводится только один ударный слог или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту». С 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев уже начинают воспроизводиться двусложные слова, а в трёхсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко), «леька»-личко. До 2 лет 1 месяца в трёхсложных словах иногда всё ещё опускается один слог, чаще предударный, но уже может сохраняться количество слогов в четырёхсложных словах. Уже к 2 годам 3 месяцам воспроизводится многосложные слова, но в них всё ещё продолжается опускаться слоги (чаще предударные, иногда приставки: «ципылась» (зацепилась), «минулась» (оглянулась). От 2 лет 3 месяцев до 3 лет отмечается, что слоговая структура у детей нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Подытоживая можно сказать, что под овладением структурой слова понимается овладение нужным (адекватным) количеством слогов в нём. Адекватной считается такая структура слова, в которой сохраняется необходимое количество слогов. Быстрее усваивается слоговая структура слов, включающих меньшее количество слогов. Большое влияние на уровень адекватной слоговой структуры оказывает звуковой состав слов. Слоговая структура слов, включающая трудные в произносительном отношении звуки (свистящие, шипящие, р, л) усваивается медленнее, чем структура, в которой они не встречаются. Кроме того, формирование звуковой стороны родного языка определяется тесным взаимодействием с развитием семантики, лексико-грамматической стороны речи, а также взаимовлиянием процессов овладения произношением звуков и усвоения ритмической, слоговой структуры слова.

В целом, как было показано, овладение ребёнком звукослоговой структуры слова происходит постепенно, проходя целый ряд закономерно сменяющихся фаз. К трём годам при нормальном развитии речи у ребёнка исчезают практически все трудности словообразования. В отличие от этого при аномальном развитии часто наблюдается глубокое отставание этого процесса.

Список литературы:

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. / Под ред. Запорожца А.В., Давыдова В.В. – М., Просвещение, 1968. – 445 с.
2. Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы звуков // Вопросы психологии. – 1975. – 5. – С.71-76.
3. Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. – Казань, 1930. – 357с.
4. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи // Язык и человек. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. – С.55-62.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
6. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых книг. Дневник научных наблюдений. - Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1981. – 23 с.
7. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – С.3–15.
8. Жинкин Н.И. Механизм речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
9. Зик К. Как говорит мой ребенок в различные периоды своей жизни. – М.: Прогресс, 1985. – 93 с.
10. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. – 162 с.
11. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1965. – 245 с.
12. Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго третьего годов жизни // Вопросы психологии. – 1958. – №6. – С.119-131.
13. Маркова А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте // Вопросы психологии. – 1969. – № 5. – С.22–34.
14. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 126 с.
15. Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии. – 1968. – № 3. – С.94–101.
16. Швачкин Н.X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – Вып. 13. – С.101-129.
17. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1958. – 115 с.