LEGO-технология и ее значение в коррекции развития детей с нарушениями зрения
С древних времен в истории развития человечества огромное значение имели различные игры с подручными материалами (песком, водой, растениями). Затем на смену им пришли деревянные блоки. XX век ознаменован появлением новых материалов (резины, пластмассы), которые нашли свое применение в игровой деятельности человека.
В 1932 году LEGO Company в Дании начала производить деревянные изделия высокого качества, включающие в себя строительные материалы. LEGO – родоначальница конструктива, основанного на кубиках с выступающими цилиндрическими кнопками. В 1947 году производство деревянных деталей сменилось на изготовление мануфактурных пластмассовых изделий: куклы, машины, животные и изделия для постройки дома. С самого своего появления конструкторы LEGO привлекли внимание педагогов и были востребованы учреждениями образования: детскими садами, начальной школой, коррекционными заведениями. Следствием этого стали разработки специальных комплектов LEGO для учебных целей. Первые наборы для детских садов были выпущены еще в 1961 году. Развитие дальнейшего взаимодействия фирмы с учителями и воспитателями детских садов привело к появлению большого спектра образовательных LEGO-продуктов, а в 1980 год в фирме был образован специальный отдел этого профиля. В 1989 году образовалась дочерняя к LEGO фирма, получившая название LEGO DACTA. Слово «DACTA» происходит от греческого слова «didaktikos» и переводится, как «изучение целей, средств и содержания обучения педагогического процесса». С 1995 года в содружестве с педагогами различных стран (Англии, Франции, Австралии, Голландии, США и многих других) фирмой LEGO DACTA разработано и выпускается более 80 специальных образовательных наборов, сопровождаемых дидактическим материалом. Данная технология рассматривается в рамках следующих аспектов:
– философского, базирующегося на понятии «конструктивизм», который предполагает оптимизацию получения знаний за счет активного включения произвольного познания самих детей (С. Пейперт);
– мотивационного, когда результат достигается при выполнении сложных увлекательных заданий (О.В. Михеева, П.А. Якушкин);
– социального, направленного на развитие созидательности;
– дидактического, рассчитанного на использование данного конструктора в рамках свободной творческой деятельности детей, а также как вспомогательное обучающее средство в педагогическом процессе.
Основу конструкторов LEGO DACTA составляют те же самые кубики, колесики и человечки, из которых состоят традиционные конструкторы LEGO. Но кроме стандартных для LEGO элементов, наборы LEGO DACTA расширены специальными дополнительными деталями, с помощью которых ребенок узнает буквы и цифры. А самое главное, все материалы LEGO DACTA ориентированы на регулярную тематическую проектную деятельность, а не на сборку одной, пусть даже очень интересной модели, как игровые наборы LEGO. Данная инновационная педагогическая технология соответствует высоким требованиям, предъявляемым к дидактическим и игровым средствам на современном этапе. Ниже сформулируем эти требования и отметим, как они реализуются в конструкторах LEGO DACTA:
– многофункциональность - конструктор используется в свободной игровой деятельности, на занятиях, в работе с родителями; позволяет создать самому ребенку большое количество занимательных, обучающих и игровых ситуаций; комплексно воздействует на общее развитие детей;
– хорошие технические характеристики и эстетичность, безопасность, прочность, функциональная надежность, длительный срок службы, универсальность, доступность, привлекательность, что влияет на формирование у детей эстетического вкуса;
– направленность на успех - быстрое получение красочных и привлекательных моделей вне зависимости от имеющихся у ребенка навыков;
– применяемость в различных игровых зонах - на столе, на полу, что позволяет детям быть более динамичными;
– гигиеничность, соответствующая требованиям СЭС.
В нашей стране использование конструкторов LEGO DACTA в образовательном процессе началось с Института новых технологий образования (г. Москва). На курсах повышения квалификации работников образования сотрудники института представляют различные области деятельности педагога, в которых можно успешно использовать конструкторы LEGO DACTA.
Обозначим, какие психофизические характеристики развиваются у детей в процессе обучения с использованием технологии LEGO DACTA, и какие игры способствуют их развитию:
1. Развитие психических процессов:
– памяти (дидактическая игра «Вспомни и собери»);
– внимания (дидактическая игра «Что изменилось»);
2. Развитие сенсорных эталонов:
– цвет (дидактическая игра «Змейка»);
– форма (дидактическая игра «Двойняшки»);
– величина (дидактические игры «Крути волчок и выбирай», «Башни»);
3. Развитие речи:
– дидактические игры «Спина к спине», «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»;
4. Отработка необходимых знаний по математике (счет, состав числа, временные представления);
5. Знакомство с окружающим миром:
– дидактические игры «Знакомство с правилами дорожного движения», «Знакомство со стилями архитектуры и конструирование зданий».
В результате деятельности с использованием конструктора данного типа дети учатся соединять детали конструктора различными способами, читать схемы-сборки и работать по ним, представлять и защищать свою модель.
В дошкольной педагогике методикой с использованием конструкторов LEGO DACTA для нормально развивающихся дошкольников в нашей стране занимается Л.Г. Комарова. В своей книге «Строим из LEGO» педагог предлагает систему занятий по курсу «Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструкторов LEGO DACTA». Свой курс автор распределяет на две части:
1. Моделирование логических отношений (для средней и старшей групп).
2. Моделирование объектов реального мира (для всех возрастных групп).
Занятия предлагается проводить один раз в неделю с подгруппой детей из 10 человек.
Длительность занятий соответствует нормам, предъявляемым к занятиям в детском саду.
Цель первой части курса - развитие элементов логического мышления. Основные задачи этой части курса:
– совершенствование навыков классификации;
– обучение анализу логических закономерностей и умение делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;
– активизация памяти и внимания;
– ознакомление с множествами и принципами симметрии;
– развитие комбинаторных способностей;
– закрепление навыков ориентировки в пространстве.
Цель второй части курса - развитие способностей детей к наглядному моделированию. Главные задачи этой части курса:
– развитие умения анализировать предмет, то есть выделять его характерные особенности, функциональные основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
– обучение планированию процесса созидания собственной модели и совместного проекта;
– стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу - по предложенной или по свободной теме;
– ознакомление с окружающей действительностью;
– формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO DACTA;
– развитие речи и коммуникативных способностей.
В младшей и средней группах применимы следующие виды организации занятий:
– по образцу;
– по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору LEGO DACTA;
– по собственному замыслу.
В старшей и подготовительной группах усложняется процесс моделирования путем добавления конструирования части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и построением объектов по иллюстрациям и рисункам.
Содержание второй части курса делится на блоки: моделирование фигур людей, сказочных героев, животных, транспорта, архитектурных сооружений.
В работе используются базовые наборы крупного конструктора LEGO-DUPLO и базовые наборы мелкого конструктора LEGO DACTA, тематические наборы «Водный зоопарк DUPLO», «Зоопарк DUPLO», «Динозавры DUPLO».
В первой части курса автор дает упражнения на развитие логического мышления, которые проводятся по следующим темам:
1) классификация;
2) развитие внимания и памяти;
3) пространственное ориентирование;
4) симметрия;
5) логические закономерности.
В старшей группе к этим темам добавляется «Комбинаторика» и «Множество».
В российской коррекционной педагогике вопросом об использовании конструкторов LEGO DACTA занималась Т.В. Лусс. В своей книге «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» она представляет программу по использованию конструкторов LEGO, где предлагает систему работы по формированию конструктивно-игровой деятельности с LEGO на начальном этапе.
В своей работе Т.В. Лусс дает рекомендации по использованию конструкторов LEGO DACTA в коррекционной педагогике:
– театрализованные игры (у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности);
– дидактические игры (на основе уже описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);
– диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности).
В зарубежной коррекционной педагогике вопросом об использовании конструкторов LEGO DACTA занималась педагог Э. Полякова. Исследователем был разработан процесс обучения на основе сюжетно-ролевых игр, разделенных на следующие группы:
– звери зимой;
– человек;
– за столом;
– на приеме у врача;
– олимпиада;
– семья (эта тема использовалась и в диагностических целях);
– наш город называется…;
– школа;
– домашние животные.
С дидактико-методической точки зрения автором были представлены некоторые рекомендации по использованию конструкторов LEGO DACTA:
1. Первое знакомство и контакт с конструкторами LEGO DACTA. Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые данные наборы им предоставляют.
2. Формулировка задачи. Перед детьми ставят задачу, которую они должны решить с помощью конструктора. Например: «мой дом»; «моя комната»; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности.
3. Выполнение задания. Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе, сами задают себе темы; они выполняют задание, исходя из собственных представлений, предыдущего опыта и знаний.
4. Представление результатов работы. Детям предоставляется возможность демонстрации своих работ. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку и оказывает не только положительное влияние на его знания, но и приносит эффект: происходит смена самовосприятия, осознания собственных резервов..
Анализ немногочисленных литературных источников показал, что разработана методика по применению ЛЕГО для развития творческого конструирования у нормально развивающихся дошкольников (Л.А. Парамонова), имеется серия игровых заданий с использованием конструктора. Создана методика формирования конструктивно-игровой деятельности с конструкторами LEGO DACTA на начальном этапе для детей с разным уровнем интеллектуального и речевого развития (Т.В. Лусс). Представлены некоторые рекомендации по использованию конструктора LEGO DACTA в коррекционных целях для детей, имеющих различные патологии развития (Э. Полякова).
Схематически коррекционно–развивающую направленность использования конструкторов фирмы LEGO DACTA можно представить следующим образом (рис. 1):
Схематически коррекционно–развивающую направленность использования конструкторов фирмы LEGO DACTA можно представить следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Использование конструкторов фирмы LEGO DACTA в коррекционной работе
Использование конструктора фирмы LEGO DACTA в учебно-воспитательном процессе в коррекционных учреждениях для детей с нарушением зрения положительно влияет на:
– развитие мелкой моторики, чему способствуют детали мелкого размера;
– развитие координации «глаз – рука»;
– развитие воображения;
– развитие мышления (анализ, синтез);
– развитие эмоционально-волевой сферы;
– развитие пространственной ориентировки;
– конструктор LEGO Dacta может использоваться и в лечебной медицине. С помощью этого конструктора можно легко делать массаж ступни, так как кирпичики имеют выпуклые кнопочки, которые способствуют лечебному воздействию;
– познавательной сферы, так как наборы LEGO Dacta представлены и тематикой «Больница», где можно рассмотреть такие ситуации, как прием больного, палата больных, инструменты врачей и так далее;
– развитие речи.
Многими исследователями отмечено положительное влияние конструктивной деятельности на ход психического развития ребенка, в том числе на развитие сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения. Это позволяет рассматривать конструирование с использованием конструкторов LEGO DACTA как одно из эффективных средств коррекции сенсорного развития у дошкольников со зрительной депривацией.
Список литературы:
- Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. М., 1996. – 40 с.
- Комарова, Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. – М., 2001. – 88 с.
- Конструируем, играем и учимся. LEGO DACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 1996. - 45 с.
- Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М., 2003. – 96 с.
- Методическая разработка к учебным пособиям LEGO DACTA для специальных школ. М., 1995. – 250 с.
- Михеева, О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996. – № 6. – С. 54-56.
- Михеева, О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин //Информатика и образование. – 1996. – N 3. – С.137-140.
- Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М., 1999. – 210 с.
- Суриф Е.А. Педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием LEGO –конструктора: Дисс…канд. пед. наук. – Укатеринбург, 2007. – 166 с.