04.02.2010 16993

Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с ЗПР

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.


В последние годы резко возрос интерес к проблеме семьи как среди специалистов (психологов, педагогов и др.), так и в обществе в целом. Основанием для этого послужили такие явления, как дестабилизация семьи; рост числа неполных семей; увеличение числа детей-сирот при живых родителях; рост правонарушений среди несовершеннолетних; снижение рождаемости; проблемы взаимоотношения родителей и детей; увеличение случаев алкоголизма, наркомании, токсикомании и проституции среди молодежи, рост числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, поведении; усложнение психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, рост его потребностей, которые в большинстве своем формируются в семье. Кроме того, меняется и сам субъект процесса социализации (воспитания и обучения) - ребенок. Он становится все более информированным и развитым. Поэтому руководство его духовным и нравственным созреванием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых, синтеза усилий всех социокультурных институтов. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, на повышение психолого-педагогической компетенции и культуры родителей, культивирование взаимопонимания в семьях, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Что касается оказания помощи семье в целом в России, то психокоррекционная помощь представлена системой здравоохранения: отделениями психологической помощи при центрах психического здоровья, консультациями детских психиатров, дефектологов (логопедов, олигофрено-педагогов, медицинских психологов), а также службой ПМПК. Что касается системы образования, в частности школьного, помощь ограничивается лишь посещением детей классов коррекционно-развивающего обучения /Л.М. Шипицина, 1999/.

В то же время в специальной психологии семья как объект исследования изучена крайне мало. Например, анализ работ, опубликованных за последние 10 лет (с 1993-2003 гг.) в журнале «Дефектология», показывает, что вопросам семьи посвящены 22 статьи. Из них семья была объектом исследования лишь в 13 научных статьях. Остальные материалы подготовлены авторами в качестве советов и консультаций для родителей и педагогов по вопросам семейного воспитания. Из 13 работ, посвященных научному изучению семьи, только в 8 подверглась исследованию семья учащихся с отклонениями в развитии.

Большое внимание уделяется научному изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, а именно со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Рассмотрен психологический климат семей, разработаны коррекционные меры, предназначенные для реализации конкретной помощи семьям. В настоящее время известны серьезные работы, например, Е.М. Мастюковой /1992/, А.Р. Маллер /1996/, О.Н. Усановой /1995/, В.В. Ткачевой /2000/ освещающие проблемы таких детей и их родителей.

В литературе уделяется внимание семьям, имеющим аутичных детей (Е.Р. Баенская, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина), рассматриваются основные проблемы воспитания, описываются способы обучения родителей методам коррекционной работы с аутичным ребенком. Например, Е.Р. Баенская /2004/ анализирует основные проблемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком дошкольного возраста: трудности организации ребенка, обусловленные его быстрой истощаемостью; проблемы привлечения внимания; отсутствие постоянной реакции на обращение; особенности речевого и моторного развития; невыраженность подражания; отсутствие или слабость эмоциональной привязанности. Е.К. Лютова /2004/ предлагает конкретные приемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком: семейное чтение, совместное рисование, создание семейных ритуалов и т.д. Г.Б. Монина /2004/ предлагает рекомендации родителям по первоочередным направлениям коррекционной работы с аутичным ребенком.

В научной литературе широко представлена работа с родителями, воспитывающими «проблемных» детей раннего и дошкольного возраста (Г.А. Мишина, Е.И. Морозова, Т.Н. Волковская).

Так, Г.А Мишина /2001/ рассматривает формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. Она предлагает следующие формы организации: консультативно-рекомендательную; лекционно-просветительскую; организацию «круглых столов», родительских конференций; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия.

В работе с семьями Г.А. Мишина использует следующие принципы:

1) принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог, массажист и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;

2) принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т.д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;

3) принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Г.А. Мишина пишет: «Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправного партнера по коррекционному процессу» /2001, с.61/. Точно также отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно-ориентированной педагогики - на уровне глаз ребенка, используя прием «глаза в глаза»;

4) принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе - принцип решения задач через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. «Если первый аспект в какой-то мере представлен в педагогике, - пишет Г.А. Мишина, - то второй необходимо уточнить. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, снять повышенное возбуждение). Специалист не должен им говорить: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Но таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями» /2001, с.62/;

5) принцип ведущей деятельности. Необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и дефектолога).

Т.Н. Волковской /1999, с.66-68/ представлены возможные способы организации и содержание работы с родителями. По ее данным, самыми продуктивными формами работы с семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия, в частности, индивидуальное консультирование.

Среди форм индивидуального воздействия наиболее эффективными оказались следующие:

– совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы детей;

– анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;

– индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.

Групповые формы работы представлены у Т.Н. Волковской семинарами-практикумами, которые способствуют овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками.

В.В. Ткачева /2000/ также рассматривает работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Она разработала методику психолого-педагогической помощи родителям, в которой выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики); психологическое (коррекция родительских установок, которая представлена индивидуальной и групповой формами).

Мать ребенка с отклонениями в развитии обучается с помощью специалиста определенному набору специальных методических приемов, необходимых для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

Е.А. Екжанова /2005/ рассматривает групповые и индивидуальные формы работы с родителями, имеющими детей с задержкой психического развития. «Не стоит пренебрегать таким широко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы, - пишет Е.А. Екжанова» /2005, с.201/. Существенную помощь родителям оказывают индивидуальные консультации. Хорошо зарекомендовали себя, по мнению Е.А. Екжановой, такие активные формы работы с родителями, как семинары-практикумы, тематические консультации, психологические тренинги и другие.

Кроме того, некоторые авторы (М.М. Безруких /1991/, С.Г. Шевченко /1998/, Е.Р. Смирнова /1999/ и др.) указывают на необходимость разработки специальных мер, направленных на реабилитацию данной категории лиц, а в рамках коррекции предлагается консультирование родителей специалистами различных профилей (психологами, педагогами, врачами).

В заключение следует сказать, что, по данным Я.В. Крючевой /2004/, содержание психологической помощи родителям, имеющих детей с ЗПР, должно представлять собой совокупность трех компонентов: когнитивного, эмоционально-мотивационного и праксического.

Когнитивный компонент просвещения должен включать в себя знание основных закономерностей общего и специфического в психическом развитии нормального ребенка и ребенка с ЗПР, психологических особенностей детей с ЗПР, их типологий, содержания потребностей, мотивов и интересов, целостности функционального развития и отдельных сторон его психической организации - интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностно-мотивационной, коммуникативно-деятельностной. О когнитивном компоненте помощи можно судить по наличию и степени владения знаниями.

В содержание эмоционально-мотивационного компонента помощи входят, по мнению Я.В. Крючевой /2004/, адекватное отношение родителей к своему ребенку с ЗПР и нарушениям в его развитии, осознание ответственности за него, стремление помочь ему актуализировать свой внутренний потенциал. О сформированности эмоционально-мотивационного компонента работы с родителями свидетельствуют степень принятия ребенка, проявление стремления оказывать ему помощь и заинтересованность в создании психологически благоприятной атмосферы в семье.

Праксический компонент психологической помощи предполагает владение родителями такими способами организации совместной деятельности, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

Список литературы:
1. Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушении раннего эмоционального развития. – М.: Экзамен, 2004. – 127с.
2. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1991. - 176с.
3. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология. 1999. №4. - С.66-68.
4. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2005. – 272с.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аудичными детьми. – М.: Речь, 2004. – 136с.
6. Маллер А.Р.Ребенок с ограниченными возможностями. - М., 1996. - 163с.
7. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 1992. - 95с.
8. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста - дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. // Дефектология. 2001. №1. - С.60-64.
9. Психолого-медико-педагогическая консультация. / Под ред. Шипициной Л.М. - СПб., 1999. - 202с.
10. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. / Школа. 1999. №1. - С.35-37.
Крючева Я.В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: Автореф.. дис. канд. пед. наук. – М., 2004. – 33с.
11. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. - М., 2000. - 64с.
12. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М., 1995. - 207с.
13. Шевченко С. Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР. // Дефектология. 1998. №5. - С.16-21.

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломную работу по данной теме.