26.09.2010 5111

Причины и проявления нарушений письма и чтения у детей

 

Сейчас среди детей очень распространены нарушения письменной речи - чтения и письма (дислексия и дисграфия). Проявляются они в том, что в первом классе (бывает, что и в последующих) ребенок не может толком выучиться читать и писать.

При чтении ребенок допускает следующие ошибки:

- не может составить из букв слога (отрывает в нем звуки друг от друга);

- переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности);

- неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);

- при чтении пропускает буквы (не читает их);

- может добавлять лишние звуки;

- читает очень медленно;

- плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе), это сказывается на его успеваемости по другим школьным предметам;

- не может запомнить прочитанное и пересказать его.

При письме ребенок допускает следующие ошибки:

- не может писать ровно, то есть удерживать строку;

- пишет буквы разного размера;

- может писать вместо одних букв другие;

- может добавлять буквы в словах;

- пропускает буквы в словах;

- переставляет их местами;

- может писать слева направо;

- может разрывать при письме слово на части;

- может слитно писать два слова подряд;

- у него очень плохой почерк (который он, в том числе, и сам не понимает).

Причины формирования нарушений чтения и письма:

1) У ребенка нарушен речевой слух - то есть он не различает на слух (в том числе и в своей слуховой памяти) одни звуки от других.

2) Ребенок путает произносительные образы звуков - то есть он путает те артикуляционные позиции, в которых произносятся звуки. Это бывает, когда ребенок недавно научился правильно произносить звуки, а до этого заменял их на какие-то другие. В этом случае он будет читать и писать так, как недавно произносил.

3) Ребенок плохо различает и запоминает начертания похожих букв.

4) Ребенок не может одновременно воспринимать и удерживать в памяти необходимый объем материала (зрительного или слухового, или и того и другого вместе). Он не способен, как бы одним взглядом, схватить и на какое-то время удержать в своем внимании, нужное ему в данный момент количество информации. Например, он не может воспринять целиком все слово (или предложение). Отдельные его части (или слова) выпадают из поля его зрения (или слуха).

5) Ребенок не может запомнить порядка следования друг за другом предметов или звуков. В этом случае ему трудно определять последовательность букв или звуков в слове.

6) У ребенка недостаточно четкие пространственные ориентировки. В результате он не улавливает направление слева направо, он может неправильно писать буквы - как будто в зеркальном отражении. Эта проблема часто встречается у левшей.

Чтобы выяснить, предрасположен ли ребенок к нарушениям чтения и письма, нужно оценить состояние его некоторых способностей (памяти, внимания, способности к восприятию), а также уровень сформированности у него некоторых умственных действий. Нужно проверить:

– Нарушен ли у ребенка речевой слух.

– Хорошо ли он воспринимает на слух и анализирует единицы речи (звукосочетания, слова и предложения).

– Устойчивы ли произносительные навыки ребенка.

– Хорошо ли он воспринимает и анализирует зрительный материал.

– Достаточный ли объем зрительного материала ребенок воспринимает и может удерживать в памяти.

– Достаточный ли объем слухового материала он воспринимает и может удерживать в памяти.

– Способен ли ребенок улавливать последовательность зрительных объектов.

– Способен ли он улавливать последовательность слуховых объектов.

– Точно ли он воспринимает и анализирует пространственные отношения.