26.09.2010 5279

Обучение детей чтению в игре

 

Как научить ребенка читать как можно раньше без особого напряжения? Этот вопрос волнует многих, но имеет как сторонников, так и противников.

В достижении этой цели взрослым нужно использовать непринужденное обучение в игре, так как дети любят учиться, узнавать что-то новое, но игру, также как и другие занятия с детьми, не стоит навязывать и нужно прекращать прежде, чем они устанут от нее.

Сложность проблемы заключается еще и в том, что чтение - это сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных операций и требующий от ребенка определенного уровня развития речи: запоминание и узнавание буквы, понимание ее связи с соответствующим звуком, соединение букв в слоги, слогов в слова, осмысление прочитанного.

Несмотря на эти сложности, многие психологи убеждены, чем раньше ребенок овладевает чтением и печатанием, тем успешнее он будет обучаться в школе, у него реже будут возникать трудности. И даже дети с нарушениями речи имеют хорошие потенциальные возможности для раннего обучения чтению в игре. В процессе обучения у таких детей развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение), звукобуквенный анализ, расширяется словарный запас, ребенок легче усваивает способы словообразования и словоизменения, у него быстрее происходит автоматизация поставленных звуков, появляется уверенность в своих силах, доброжелательное отношение к обучению в школе.

При обучении чтению детей с речевыми нарушениями учитывается преобладающий вид памяти (зрительный, слуховой, двигательный, тактильный), произносительные возможности и темп обучения конкретного ребенка.

Помимо традиционных методов используются куклотерапия (обучение через действия с куклами) и сказкотерапия (обучение через моделирование сказочных ситуаций), игры на развитие речевого слуха, мышления, внимания и памяти.

Чтобы закрепить образ буквы, детям предлагается выкладывать и преобразовывать буквы из палочек, обводить их по контуру, рисовать пальцем в воздухе или на ладони, узнавать буквы на ощупь (игры типа «Чудесный мешочек»), «чинить» буквы, добавляя им (дорисовывая или докладывая) недостающий элемент, и целый ряд других способов.

Игра «Выложи букву из палочек»

Задача: развить пространственные представления, воображение, зрительное внимание детей, совершенствовать их мелкую моторику, соотносить элементы букв с частями строительного материала.

Оборудование: счетные палочки, спички, горох или фасоль.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с буквой и предлагает выложить ее из палочек, спичек, гороха или фасоли, соблюдая расположение ее элементов. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый показывает ему, как расположить палочки, или ребенок может выкладывать палочки прямо на карточке с буквой. Если в составе буквы есть круглые элементы, то они выкладываются в виде квадрата или прямоугольника. По мере тренировки это упражнение можно усложнить: превратить одну из букв в другую наиболее рациональным способом.

Игра «Обведи по контуру»

Задача: развить мелкую моторику пальцев рук научить детей правильно держать карандаш, веста ровную линию, не выходя за контур.

Оборудование: написанные штрихами буквы, простой карандаш.

Описание. Взрослый дает ребенку задание соединить штрихи целой, ровной линией так, чтобы получилась заданная буква.

Игра «Почини букву»

Задача: развить пространственные представления, воображение детей, их мелкую моторику.

Оборудование: листы бумаги в крупную клетку, на которых написаны буквы с недостающими элементами (одна буква - один элемент).

Описание. Ребенок должен дописать недостающую часть так, чтобы получилась существующая в алфавите буква: М, А, К, X, Ж и т. д. ,

Вариант игры «Чудесный мешочек»

Задача: развить тактильную чувствительность детей, умение узнавать буквы на ощупь.

Оборудование: буквенная мозаика достаточно крупного размера, непрозрачный тканевый мешочек.

Описание. Взрослый показывает ребенку несколько букв (соответствующих правильно им произносимым звукам) и затем кладет их в мешочек и  перемешивает. Ребенок опускает руку в мешок, выбирает одну из букв, ощупывает ее одной рукой и старается угадать. Затем называет ее и, вытащив букву из мешка, убеждается в правильности или неправильности своего ответа.

На начальном этапе обучения чтению широко используются игры на развитие речевого слуха и звукового анализа.

Игра «Слова»

Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из елок.

Например: Баня - яблоко - осел - лифт - ток - кот - трос - соль и т. д.

Игра «Хлопни, если услышишь звук»

Задача: научить детей выделять среди других заданный звук.

Оборудование: слова, в которых согласный звук произносится четко, с усилием, а гласный звук должен быть под ударением.

Описание. Взрослый дает инструкцию ребенку, чтобы он хлопнул, если услышит какой-либо определенный звук. Затем он начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слоги, потом слова, а ребенок должен хлопнуть, только когда прозвучит заданный звук. Например, выделяется звук [Л].

Звуки: О, Л, Н, Л, У, Л, О, А, М, Л, Т, Ы, У и т. д.

Слоги: ОН, УЛ, АЛ, УХ, ПО, ЛЫ, УТ, ЛА, НО, ЛУ н т. д.

Слова: ложка, кот, луна, Умка, лес, муха, ласточка, Аня, ива, вилка и т. д.

Игра «Топни - хлопни»

Задача: научить ребенка различать похожие между собой звуки.

Оборудование: слова, в которых согласный звук произносится четко, с усилием, а гласный звук должен быть под ударением.

Описание. Игра проводится на слух. Взрослый сообщает ребенку: «Сегодня мы будем учиться слышать звуки и отличать их друг от друга. Для задания выбираются звуки, каким-то образом похожие друг на друга: например, О-У, М-Н, К-Т, П-Т и т. д. - для детей 5 лет, пары согласных по глухости-звонкости (Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф) и по твердости-мягкости (М-М’, Т-Т’, К-К’ и др.) - для детей 6-7 лет. Сначала игра проводится на отдельных звуках, затем в слогах и словах. Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой - топает. Например, различаются звуки [О У].

Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д.

Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ ит. д.

Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.

Игра «Картинки»

Задача: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук, например, звук [о].

Затем взрослый четко называет все картинки, а ребенок выбирает из ннх подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла и т. д.)

Игра «Разложи слова»

Задача: научить детей выделять заданный звук в слове.

Оборудование: предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук, по несколько картинок на каждый из нbх.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек по заданному звуку.

Например: [А] - аист, ананас, луна, вилка, шарф, карета и т. д.

[М] - мост, машина, корм, мак, гном и т. д.

[О] - очки, зеркало, обруч, осень, осы и т. д.

[Н] - ночь, ножницы, карандаш, слон, носорог и т. д.

[С] - насос, собака, слон, стол, скамейка и т. д.

Пока дети находятся на этапе буквенного и слогового чтения и им трудно осмыслить прочитанное, рекомендуются игры, которые убеждают их, что они уже читают и понимают смысл короткого задания. Суть подобных игр в том, что малыш читает задание, выполняет инструкцию взрослого и находит сюрприз. По мере овладения ребенком навыками чтения, текст становится более развернутым, а инструкция более сложной. Правильно прочитав, ребенок достигает цели, выполняет задание и получает от этого огромное удовольствие. В качестве награды взрослый может использовать красочные картинки и наклейки, фишки, книги для послогового чтения, сладости и т. п.

Игра «Следопыт»

Задача: следуя инструкции взрослого, отыскать спрятанный предмет.

Оборудование: окружающие ребенка помещения и предметы в нем, какая-то интересная вещь для сюрприза: наклейка, фишка, конфета и т. д.

Описание. Взрослый прячет сюрприз в определенном месте в комнате. Затем дает инструкции ребенку, как его найти: рисует или вешает стрелки, куда идти, готовит карточку, на которой написано слово или фраза (в зависимости от читательских навыков ребенка), где искать сюрприз (на шкафу, под столом, смотри в первом ящике и т. д.) Ребенок •должен прочитать карточку и найти сюрприз.

Игра «Разведчики»

Задача: тренировать детей в чтении небольших слов - указаний.

Оборудование: игрушки.

Описание. Лучше играть с группой детей в лесу или саду, где легче спрятать предмет незаметно от детей. Дети разбиваются на 2 отряда, каждый из которых получает боевое задание: найти спрятанный командиром (взрослым) предмет (игрушку) с помощью записок и указателей. Записка может содержать направление движения или уточнение места: иди влево, смотри под деревом и т. д. Указатели - это стрелки, указывающие куда идти. Отряд, раньше других нашедший предмет, считается победителем.

Для совершенствования выразительности, эмоциональности речи и чтения используются сюжетно-Ролевые игры («Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника» и т. д.), разыгрывание сценок и известных сказок по ролям, кукольный и пальчиковый театр, игры для развития мимики и пантомимики.

Полезным может оказаться опыт зарубежных авторов - ученых Глена Домана («Как научить ребенка читать») и Масару Ибука («После трех уже поздно»), которые убеждены, что маленький ребенок до трех лет, играя, может научиться читать без особого труда. В отличие от общепринятого традиционного метода, они предлагают МЕТОД ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ - обучение чтению словами с самого раннего возраста.

Для обучения детей чтению с помощью этого метода нужно изготовить карточки из белого картона размером 10x15 см, на которых пишутся красной краской слова (буквы только печатные одного и того же шрифта, высота букв 7,5 см, толщина 1,5 см). Слово размещается так, чтобы оставались поля в 1,5 см - это место для пальцев. На обратной стороне карточки пишется то же слово для себя. Занятия с ребенком проводятся в отдельной комнате, чтобы ничто не отвлекало его внимание. На первом этапе для чтения предлагаются слова, хорошо известные ребенку - существительные (сначала названия членов семьи, затем обозначения частей тела, предметов мебели, посуды, одежды, игрушек, продуктов и т. п.) и глаголы (слова, обозначающие доступные для ребенка действия: гулять, идти, есть, пить, открывать, бежать и т. п.).

Взрослый показывает ребенку карточку со словом и четко произносит его: «Это значит мама». Ребенок смотрит на карточку 1-2 секунды, затем ему предлагается другая (до 5 слов за один раз). Повторять слово самому ребенку можно, но не обязательно. Такие занятия проводятся 3 раза в день длительностью не более 3 минут с перерывами. В конце занятия взрослый обязательно должен похвалить ребенка и наградить его чем-либо за старания.

Для более заинтересованного изучения глаголов показ карточки с этим словом можно сопровождать соответствующим действием или его имитацией. Например, прыгают и следом показывают карточку с этим словом, проговаривая: «Это слово значит прыгать». Изучение глаголов больше всего нравится детям, потому что они сочетаются с выполнением действий.

Примерно на 4 день занятий можно дать попробовать ребенку самостоятельно прочитать короткие, несложные слова. Главное в этот период - научить его различать знаки, длинные и короткие слова: читать целые слова проще, чем объединять в них буквы.

Обобщая сказанное, выделим основные требования при обучении методом глобального чтения.

1) Начинать надо с раннего возраста (с 2-2,5 лет) при условии нормального возрастного развития ребенка.

2) На занятие ребенок должен приходить в хорошем настроении, которое взрослый должен постараться сохранить до конца занятия.

3) Показывать карточки со словами надо быстро, не делая остановок или особого уточнения какого-либо из слов.

4) Занятие должно быть закончено прежде, чем ребенок устанет от него.

5) Слова предъявляются ребенку последовательно, следуя определенной теме (игрушки, части тела, посуда, одежда).

6) Во время занятия взрослый должен соблюдать спокойный, доброжелательный тон, относиться уважительно к начальным ошибкам и промахам ребенка.

7) В конце любого занятия нужно предложить ребенку доступное задание (или знакомый словарный материал), чтобы развить его уверенность в себе, поддержать дальнейшее желание заниматься.

8) При подборе слов необходимо учитывать индивидуальные произносительные возможности ребенка (сможет ли он произнести это слово), темп его усвоения, строго ограничивать объем материала, не допуская переутомления.

После того как ребенок хорошо запомнит основные существительные и глаголы, на втором этапе можно пробовать соединять слова вместе, чтобы получить небольшие словосочетания и предложения.

Таким образом, обучение чтению с помощью этого метода вполне доступно для детей. По крайней мере, этот метод заслуживает внимания и пробного использования. Ведь нас, взрослых, должно беспокоить то, что мы едостаточно развиваем ребенка в раннем возрасте, не учитываем его потенциальных возможностей и, возможно, этим замедляем его дальнейшее развитие. А эта методика как раз позволяет разглядеть возможности ребенка, воспитывать у него уверенность в себе, желание узнавать новое и использовать приобретенные навыки в жизни (находить знакомые буквы в книге, читать афиши, вывески, витрины, рекламные стенды, заголовки в газете и т. д.), что постепенно совершенствует полученные умения.