26.09.2010 15454

Речевые игры для детей 3 лет

 

Учить ребенка правильной речи надо, прежде всего, путем примера. Все старания родителей и других окружающих ребенка взрослых должны быть направлены на то, чтобы он слышал правильную, ясную и логически последовательную речь. Нельзя допускать сюсюканья, подражания детским словам, какими бы милыми и смешными они ни казались. Говорить с ребенком надо обыкновенным, доступным для его понимания языком, в нормальном темпе, ясно и четко.

Желая познакомить его со звуками и буквами родного языка, следует учить их правильному обозначению: названия букв даны в алфавите, согласные звуки произносятся кратко, отрывисто.

Например: буква Бэ - звук [б]. Кроме того, надо объяснять ребенку, что в языке есть звуки, которые мы слышим и произносим сами (но не видим), а есть буквы, которые мы видим и пишем.

 

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

 

1) Игра «Кто позвал»

Задача: научить ребенка узнавать человека по голосу.

Описание. В игре участвует не менее 3 детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Взрослый укапывает на кого-нибудь из оставшихся детей, не называя его по имени. Тот должен позвать стоящего в центре, а он должен угадать, кто его позвал. Если водящий правильно угадал имя, он меняется местами с тем ребенком, который его позвал, и теперь отгадывать будет он. Если же водящий ошибся, попытка повторяется после того, как дети поменялись местами.

2) Игра «Кто так разговаривает»

Задача: научить ребенка отличать голоса животных друг от друга, подражать им. Оборудование: мяч.

Описание. I вариант. В игре участвует группа детей из 4-5 человек, стоящая полукругом. Взрослый стоит в центре, держит в руках мяч. Затем бросает мяч одному из детей, называя какое-либо животное (например, кошка). Ребенок, поймавший мяч, должен вспомнить голос кошки, изобразить его и одновременно вернуть мяч водящему.

II вариант. Водящий может бросать мяч и произносить предложение: «Покажи, как мяукает кошка». А ребенок, возвращая мяч, подражает голосу кошки.

3) Игра «Прислушайся»

Задача: развить остроту слуха. Описание. .

1 вариант. Можно играть вдвоем: ребенок и взрослый. Они стоят друг от друга на расстоянии 1,5-2 м или сидят по боковым краям прямоугольного стола.

По очереди шепотом произносят простые, доступные для понимания и произношения ребенка слова, лучше всего существительные: мама, кот, дом, книга, собака, девочка, банан и т. д. Сидящий напротив должен повторить то, что он услышал.

2 вариант. Играющие (4-5 человек) строятся в шеренгу. Ведущий (в начале игры взрослый, далее ведущим может быть ребенок) стоит напротив на определенном расстоянии и четким, внятным шепотом отдает команды детям: поднять руки вверх, вытянуть перед собой, в стороны, встать на цыпочки, наклониться и т. д. Дети должны услышать нужную команду и правильно ее выполнить.

4) Игра «Выполни задание»

Задача: научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.

Оборудование: различные игрушки, знакомые ребенку предметы.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей. Взрослый дает ребенку задание, сидя на определенном расстоянии от него. Остальные дети (если они есть) должны сидеть тихо и не подсказывать. Задания должны быть короткие и простые: например, принеси чашку, отнеси тарелку, посади в коляску куклу и т. д. Постепенно можно увеличить расстояние между ребенком (детьми) и взрослым.

5) Игра «Хлопай - не ошибайся»

Задача: тренировать детей в порядковом счете до 5 выполнять действия по словесной инструкции взрослого.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей. Дети стоят (или сидят) напротив взрослого. Он говорит им, что будет считать до 5 и как только он произнесет число пять, все должны сделать один хлопок.

На другие числа хлопать не надо. Ребенок (или дети) вместе со взрослым считают от 1 до 5, приготавливая ладони и приближая их друг к другу, но не хлопая ими. 2-3 счета игра проводится правильно. Затем взрослый начинает «путаться»: при произнесении любого из чисел (но не 5) быстро приближает ладони, как будто хочет хлопнуть. Дети, которые последовали примеру взрослого и хлопнули, выбывают из игры.

6) Игра «Отгадай звук»

Задача: научить детей отличать звуки друг от друга, выделять заданный звук в начале слова.

Оборудование: картинки с известными ребенку словами на определенный звук, желательно правильно им произносимый: [м], [н], [п], [т], [д], [б] и т- Д., а также гласные звуки. Например, слова со звуком [м]: машина, мороз, молоко, мяч, карман ит. д.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей из 3-5 человек.

Играющие сидят за столом, взрослый объясняет, что будет показывать и называть картинки, а дети слушают и отгадывают, какой звук есть во всех этих словах.

Первый ряд картинок на звук можно разобрать и произнести вместе, выделяя найденный звук, произнося его четко, обращая на него внимание детей. Затем в следующем ряду картинок дети пробуют сами услышать повторяющийся звук.

7) Игра «Лото»

Задача: научить ребенка правильно соотносить слово с его изображением на картинке.

Оборудование: любое детское лото для малышей.

Описание. Лучше играть с группой детей из 4-5 человек. Взрослый раздает детям большие карты, а сам показывает и называет маленькие карточки, повторяя 2-3 раза. Ребенок, у которого нужная карточка, должен назвать свой предмет. Пропущенные карточки откладываются и в конце игры называются снова.

Кто первым закроет всю свою карту, объявляется победителем.

 

Игры на развитие слоговой структуры слова

 

1) Игра «Повтори за мной»

Задача: научить детей запоминать и повторять в заданной последовательности услышанные звуки.

Описание. Взрослый называет 2-3 гласных звука в определенной последовательности: [а-о-у], [у-и-а] или [о-ы-у] и т. д., а ребенок должен запомнить эту последовательность и правильно ее повторить. Далее, если ребенок справился с гласными, можно предложить ему слоги: сначала прямые (в которых на первом месте стоит согласный звук, а на втором - гласный), затем обратные (в которых на первом месте стоит гласный звук, на втором - согласный). При этом согласный звук должен произноситься ребенком правильно, без искажения, поэтому в слогах используются звуки, которые ребенок может произнести: [ м], [н], [п], [б], [д], [т].

Например: [ма-мо-му], [ам-ом-ум], [мы-мо-ма], [ым-ом-ум], [мя-ми-ме], [ям-ём-ем] и т. д.

2) Игра «Скажем по слогам»

Задача: научить ребенка правильно проговаривать слова по слогам.

Описание. Взрослый называет знакомые ребенку слова из правильно произносимых им звуков по слогам, начиная с коротких (от одного до трех слогов). Ребенок повторяет слова за взрослым, соблюдая деление на слоги.

Не допускаются пропуски слогов или перемена их местами.

Например, дом (1 слог), ко-ни (2 слога), му-ха (2 слога), ок-но (2 слога), со-ба-ка (3 слога) и т. д.

 

Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя

 

– Существительные

1) Игра «Вопрос-ответ»

Задача: пополнить словарный запас детей словами, обозначающими предметы, действия, признаки предметов.

Оборудование: игрушки, окружающие предметы, картинки с предметами, знакомыми ребенку, сюжетные картины, на которых видны действия с этими предметами.

Описание. Можно играть вдвоем или с небольшой группой детей из 2-3 человек.

Взрослый показывает ребенку разные игрушки или указывает на окружающие его предметы, задавая вопрос: «Кто (что) это?» Ребенок отвечает одним словом, называя предмет.

Далее показываются картинки, на которых выполняются какие-то действия, и снова задаются вопросы. Например: «Кто это? Это девочка. Что она делает? Девочка идет (держит куклу, играет, спит и т. д.)» Или: «Кто это? Это мальчик. Что он держит? Мальчик держит мяч. Мяч какой? (красный, круглый, большой и т. д.)». Или: «Что это? Это елка. Елка какая? (зеленая, колючая и т. д.)»

2) Игра «Мальчику или девочке»

Задача: закрепить понятие о женской и мужской одежде и обуви, пополнить словарный запас детей новыми существительными, обозначающими одежду, обувь, головные уборы.

Оборудование: картонные мальчик и девочка, картинки с изображением предметов мужской и женской одежды, обуви, головных уборов.

Описание. Игра проводится по типу соревнования. Вызываются двое детей: один из них (лучше мальчик) выбирает предметы одежды для девочки, другой (девочка) - для мальчика. Ребенок должен правильно выбрать подходящие предметы раньше другого играющего.

Затем то же повторяют с обувью, головными уборами и т. п.

3) Игра «Разложи по группам»

Задача: научить детей классифицировать предметы по группам и объединять их одним общим понятием.

Оборудование: картинки из лото на основные обобщающие понятия, доступные ребенку в этом возрасте: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, овощи, фрукты, животные.

Описание. Можно играть с одним ребенком или с группой детей из 3-4 человек. Лото состоит из нескольких карт, разделенных на 2 части. Например, на одной из клеток первой большой карты изображено платье, на другой - туфли, на второй - яблоко и огурец и т. д.

На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы посуды, мебели и т. д. Взрослый является ведущим, показывает и называет маленькую карточку, а кто-то из детей должен взять ее себе, если она ему подходит.

Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других соберет все маленькие карточки, не допустив ни одной ошибки.

4) Игра «Загадки»

Задача: развить сообразительность детей, расширить их словарный запас.

Оборудование: игрушки или картинки, о которых будут загадки, доступные для понимания ребенка.

Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей.

1 вариант. Сначала на виду у детей раскладываются игрушки или картинки по количеству загадок. Затем взрослый медленно читает загадку, содержащую понятные ребенку сравнения или описания.

Отгадывающий должен выбрать и назвать соответствующую игрушку или картинку.

2 вариант. Далее игра усложняется, если ребенок справляется с первым вариантом. Он выбирает подходящую картинку из ряда других. Если игра проводится с группой детей, картинки раздаются поровну между играющими.

– Прилагательные

1) Игра «Какой предмет?»

Задача: научить детей согласованию прилагательных с существительными.

Описание. Можно играть вдвоем или с небольшой группой детей.

Играющие договариваются называть предметы одного цвета или размера (формы, материала), находящиеся вокруг или существующие на самом деле, но не расположенные рядом.

Предметы называются по очереди в согласовании с прилагательными. Например, красный мяч, красная куртка, красная ручка, красное яблоко; квадратный телевизор, квадратная тумбочка, квадратный торт и т. д.

2) Игра «Назови цвет»

Задача: упражнять детей в различении цвета предметов, различать близкие цвета, тренировать в правильном согласовании существительных с прилагательными.

Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку предметов: солнце, помидор, огурец, цыпленок, облако, роза, морковь, машина, груша, апельсин, капуста, шар, платье и т. д.; квадратики (или кружочки) разных цветов, соответствующих цветам и количеству предметов.

Описание. Лучше играть парами: поначалу взрослый и ребенок, далее дети могут играть самостоятельно. Все картинки и квадратики распределяются поровну между игроками.

Ведущий называет предмет, а другой играющий находит квадратик соответствующего цвета и проговаривает словосочетания: цыпленок желтый, помидор красный, шар синий, капуста зеленая, платье розовое и т. д.

– Глаголы

1) Игра «Кто как голос подает»

Задача: научить детей различать голоса домашних животных и птиц, подражать им, правильно образовывать глаголы.

Оборудование: игрушечные домашние животные и птицы или соответствующие картинки со знакомыми детям животными и птицами (петух, курица, утка, гусь, кошка, собака, корова, лошадь, свинья).

Описание. 1 вариант. Взрослый показывает игрушку или картинку с домашним животным, а ребенок изображает его голос и образует слово - действие. Например: кошка-мяу-мяу-мяукает; собака-гав-гав-гавкает (лает) и т. д.

2 вариант. В игру можно играть и по-другому: в ответ на изображение голоса животного или птицы взрослым ребенок называет само животное и его дей ствие. Например, мяу-мяу - мяукает кошка; гав-гав -тает собака и т. д.

2) Игра «Отгадай, что я делаю»

Задача: пополнить словарный запас детей новыми глаголами.

Описание. Можно играть вдвоем и по очереди быть водящим или с небольшой группой детей на 3-4 человек. Взрослый шепотом дает поручение водящему, который молча изображает его жестами и мимикой. Остальные играющие должны догадаться, что делает водящий. Тот ребенок, который отгадал, становится ведущим. Действия должны быть знакомыми для ребенка в этом возрасте: спит, ест, пьет, умывается, рисует, моет посуду, стирает и т. д.

– Числительные, местоимения, наречия

1) Игра «Считай правильно»

Задача: научить детей порядковому счету до 5 и обратно, правильно согласовывать количественные числительные с существительными.

Оборудование: лото, состоящее из больших карт и маленьких карточек, где количество знакомых ребенку предметов разное, от 1 до 5. Если нет в наличии больших карт, можно использовать второй комплект таких же картинок.

Описание. Детям раздаются большие карты, а взрослый показывает маленькие карточки и задает вопросы: «Кто возьмет три мяча?», «Две куклы?», «Пять конфет?», «Одно ведро?» и т. д. Дети должны увидеть на своих картах такую же картинку и правильно ответить на вопрос: «У меня три мяча (одно ведро)» и т. д.

2) Игра «Измени слово»

Задача: научить детей правильно использовать в речи глагол в зависимости от местоимения.

Оборудование: воздушный шар или мяч.

Описание. Играть можно с одним ребенком или с группой детей.

Взрослый бросает мяч или шар, называя одно полное словосочетание и начало следующего: я иду - ты..., ты идешь - она..., она идет - мы„. Ребенок, поймавший шар, возвращает его ведущему и называет подходящее действие.

3) Игра «Скажи наоборот»

Задача: пополнить словарный запас детей словами с противоположным значением.

Оборудование: воздушный шар или мяч.

Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Взрослый бросает шар, называя действие, признак предмета или наречие. Поймавший шар должен, возвращая его, назвать слово, противоположное по значению. Например: большой - маленький, хорошо - плохо, взять - положить ит. д.

Слова, предлагаемые ребенку, должны быть ему хорошо известны. Если ребенок сделал ошибку, еще раз повторяется бросание и возвращение шара с правильным проговариванием слова. Ребенок, не ответивший быстро, выбывает из игры.