Формализованная карта исследования психоневрологических функций у детей первых лет жизни (по И.А. Скворцову)
1) Крупная моторика
Ходит самостоятельно - 12 мес.
Ходит длительно, поворачивается - 1г. 3 мес.
Перешагивает через препятствия - 1г. 6 мес.
Пытается бегать - 1г. 10 мес.
Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила - 1г. 11 мес.
Бегает - 2 г.
Самостоятельно приседает - 2 г.
Наклоняется и поднимает предметы с пола - 2 г.
Стоит на одной ноге без поддержки - 2г. 6 мес.
Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) - 2 г. 6 мес.
Умеет ездить на трехколесном велосипеде - 2 г. 6 мес.
Прыгает на двух ногах - 3 г.
2) Мелкая моторика
Может перелистывать страницы у картонной книжки - 12 мес.
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие - 12 мес.
Переворачивает одновременно 2-3 страницы - 1 г. 2 мес.
Рисует каракули, росчерки - 1 г. 5 мес.
Разрывает бумагу - 1г. 6 мес.
Переворачивает по одной странице - 1г. 8 мес.
По показу повторяет вертикальные и круглые линии - 2 г.
«Правильно» держит карандаш - 2 г. 6 мес.
Копирует круг - 3 г.
Расстегивает пуговицы - 3г.
3) Зрительное восприятие
Показывает отдельные предметы в быту - 1г.
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии - 1г. 6 мес.
Узнает несколько простых картинок (около 5) - 1г. 3 мес.
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки - 1г. 8 мес.
Дифференцирует количество предметов - 1г. 8 мес.
Подбирает парные игрушки и картинки - 1г. 9 мес.
Узнает знакомые предметы по ТВ - 2 г.
Знает много картинок (10-15) - 2 г.
Понимает смысл простых картинок с действием - 2 г. 6 мес.
Узнает контурные, черно-белые изображения - 2г. 6 мес.
Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке - 2 г. 6 мес.
Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета - 2г. 6 мес.
Узнает перечеркнутые изображения - 3 г.
Узнает наложенные изображения - 3г.
4) Слуховое восприятие
Повторяет услышанные короткие слова - 1г. 3 мес.
«Вставляет» слова в знакомые стихи - 1г. 5 мес.
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук - 1г. 8 мес.
Повторять за взрослым фразы, предложения из 2-3 слов - 2 г. 6 мес.
Может отстукивать простые ритмы по образцу - 3г.
5) Импрессивная речь
Выполняет инструкции по просьбе - 1г.
Показывает несколько частей тела - 1г. 3 мес.
Показывает все части тела - 1г. 6 мес.
Показывает все объекты в быту - 1г. 8 мес.
Показывает много картинок - 2 г.
Понимает содержательную речь, несложные рассказы - 2 г. 5 мес.
Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке - 2г. 5 мес.
6) Экспрессивная речь
Говорит около 5 слов (мама, дада) - 1г.
Соотносит слоги с определенным предметом - 1г. 2 мес.
Говорит около 10 слов (в основном названия предметов) - 1г. 6 мес.
«Телеграфная речь»: двухсловные предложения - 1г. 8 мес.
Составляет предложения из 3-4 слов - 2 г.
Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» - 2г. 6 мес.
Легко повторяет фразы - 2 г. 6 мес.
Пытается использовать множественное число - 3 г.
7) Интеллект. Игра.
Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь - 11 мес.
Играет с мячом - 1г.
Различает несколько предметов по названиям - 1г.
Ищет спрятанную игрушку - 1г.
Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками - 1 г. 2 мес.
Наблюдает за игрой других детей - 1г. 2мес.
Играет самостоятельно если рядом взрослый - 1г. 4 мес.
Тянет в рот только съедобное - 1г. 5 мес.
Узнает простые картинки в книге - 1г. 6 мес.
Начало функциональной игры - 1 г. 6 мес.
Может выполнить поручение из одного действия - 1 г. 7 мес.
Любит катать, перетаскивать игрушки - 1 г. 9 мес.
Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков - 1г. 9 мес.
Различает «один» и «много» - 1г. 11 мес.
Различает «большой» и «маленький» - 1 г. 11 мес.
Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок - 2 г.
Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон) - 2 г.
Собирает закручивающиеся игрушки - 2г.
Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне) - 2г. 6 мес.
Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника - 2 г. 6 мес.
Подбирает цвета по образцу (синий к синему) - 2 г. 6 мес.
Собирает пирамидку по порядку - 2 г. 6 мес.
Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину) - 2г. 6 мес.
Классификация на 2 группы (по цвету, форме) - 3 г.
Совместная сюжетная игра с другим ребенком - 3 г.
8) Коммуникация
Машет рукой на прощание - 11 мес.
По просьбе обнимает родителей - 12 мес.
Появляется сопереживание, утешение - 1 г. 2 мес.
Использует “нет” (слово, звук, жест) - 1г. 4.мес.
Помогает в простейших работах (по инструкции) - 1г. 7 мес.
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами - 1 г. 8 мес.
Активно пользуется жестами - 1г. 10 мес.
Острая реакция на отсутствие матери - 1г. 10 мес.
Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» – «мое», «ты» - «твое» - 3 г.
9) Самообслуживание
Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье - 1 г.
С помощью подносит ложку ко рту - 1г. 2 мес.
Пьет из чашки, не проливая - 1г. 3 мес.
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) - 1г. 3 мес.
Моет руки с помощью - 1 г. 4 мес.
Зачерпывает пищу ложкой - 1г. 6 мес.
Полностью прожевывает пищу - 1г. 6 мес.
Снимает расстегнутое пальто, куртку - 1г. 9 мес.
Ест и пьет самостоятельно - 1 г. 10 мес.
Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб) - 2 г.
Просится на горшок в дневное время - 2 г.
Самостоятельно моет и вытирает руки - 2г.
Застегивает и расстегивает молнию (с помощью) - 2г.
Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно) - 2г. 6 мес.
Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку) - 2г. 6 мес.
Наливает в чашку воду (не аккуратно) - 3г.