10.09.2010 16488

Нарушение интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР)

 

Согласно современным научным представлениям, процесс освоения языка начинается с целостного его восприятия, формирования некой внутренней модели действующей языковой системы, на основе которой и происходит освоение единиц языка (Л.С. Выготский, О.С. Ушакова) и ее саморазвитие (А.М. Шахнарович). Онтогенез языковой системы ребенка может протекать дисгармонично и выражаться в речевой патологии.

Различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов звуковой и смысловой стороны речевой системы при нормальном слухе и интеллекте было установлено Р.Е. Левиной и определено как ОНР.

Особенности речевой сферы детей с ОНР глубоко и подробно исследованы в логопедии (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). В структуре дефекта наблюдается нарушение фонематического слуха – «элементарная форма нарушения исходного звена декодирования речевого процесса» (А.Р. Лурия), недостаточность звуко-слоговой структуры речи с преобладанием ошибок фонематического характера, ограниченность словарного запаса, устойчивые аграмматизмы, бедность и стереотипность синтаксического оформления, интонационные и голосовые нарушения (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

С учетом степени выраженности названных проявлений Р.Е. Левиной была предложена трехуровневая периодизация ОНР: I уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения при более благополучном пассивном словаре; II уровень сопровождается возрастанием речевых возможностей, в частности появлением фразы, однако словарь остается бедным, а фонетическое и грамматическое оформление речи искаженным; III уровень отличается достаточно развернутой обиходной речью, тем не менее все ее стороны отстают в своем развитии от нормы.

В классификации Е.М. Мастюковой выделяются три группы детей с ОНР: неосложненного варианта без локальных поражений центральной нервной системы с общей эмоционально-волевой незрелостью, несформированностью регуляции произвольной деятельности, трудностями динамической организации движений. Осложненный вариант ОНР центрально-органического генеза с сочетанием речевого недоразвития с неврологической и психопатологической симптоматикой при незрелости или грубом повреждении определенных мозговых структур с различными по тяжести двигательными синдромами, характеризующими стертую форму дизартрии. У детей с ОНР третьей группы отмечается моторная алалия.

Л.И. Белякова, Г.А. Ванюхина, И.Т. Власенко, Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Л.Е. Гончарук, Г.С. Гуменная, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, В.В. Давыдов, Л.А. Зайцева, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, А.Н. Корнев, С.М. Кузьмина, А.Р. Лурия, А.К. Маркова, Е.М. Мастюкова, О.С. Орлова, Е.Н. Российская, В.И. Селиверстов, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицина, В.М. Шкловский, Д.Б. Эльконин указывают на недостаточность развития психомоторики, внимания, несформированность упреждающего, текущего и последующего контроля у младших школьников с ОНР. А также отмечают низкий уровень показателей продуктивности запоминания, особенно вербального материала; запаздывание в развитии словесно-логического мышления и в усвоении операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Младшим школьникам с ОНР свойственна недостаточная познавательная активность, пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, более низкая работоспособность, нарушение процесса ориентировочной деятельности. Недостатки эмоционально-волевой и мотивационной сферы обуславливают нарушения самоорганизации и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Наблюдается низкая самооценка, неуверенность в своих возможностях.

Разные виды нарушений речевого развития могут быть связаны с изменением структурно-функциональной организации мозга в виде поражения или дисфункции тех или иных структур мозга, связей между ними, изменением взаимодействия мозговых полушарий. По мнению Э.С. Бейн, М.К. Бурлаковой, Т.Г. Визель, Е.Н. Винарской, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.А. Чевелевой, С.Н. Шаховской, нарушения в центральном отделе слухового анализатора способствует возникновению общего недоразвития речи. С нейрофизиологической точки зрения, при ОНР имеет место нарушение функционального взаимодействия полушарий (В.Д. Труш, М.Н. Фишман) в основе которого лежит функциональная недостаточность доминантного левого полушария и дисфункция систем правого полушария (В.И. Голод). Функциональная или органическая недостаточность височной области правого полушария проявляется в виде трудностей восприятия и воспроизведения сложных ритмов, звуковысотных соотношений, сложностей распознавания знакомых шумов и мелодий. При формировании функциональной асимметрии полушарий выявлено снижение реактивности левополушарных областей по сравнению с правополушарными; менее «зрелая» по сравнению с нормой активацию правого полушария, низкая активация переднеассоциативных отделов (синтагматическая и планирующая организация речи) (Л.А. Рожкова). Согласно современным нейропсихологическим представлениям, при ОНР нарушение фонематического слуха и явления речевой акустической агнозии принимают форму нарушения слухоречевой памяти или своеобразных акустико-мнестических расстройств, приводящих к своеобразному сужению объема сукцессивного звукового восприятия. Это происходит при поражении вторичных отделов левой височной извилины. При дисфункции правой (субдоминантой) височной области речевой слух остается сохранным, нарушаются музыкальный слух и воспроизведение ритмических структур (А.Р. Лурия), интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска (М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фабер).

В настоящее время, в научно-методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния интонационных средств выразительности речи у детей с ОНР.

Указывается нарушение голоса (недостаточная громкость, узкий динамический диапазон, несоответствие высоты голоса, не выраженность модуляций), изменения тембра голоса в виде глухости и осиплости, монотонность и однообразие интонационной стороны речи (В.И. Филимонова).

Отмечаются трудности в восприятии и пассивном воспроизведении различных интонационных конструкций, сложности в расстановке логических ударений и выборе верного паузирования (Л.И. Белякова, И.И. Романчук).

Перечисляются факты первичной паралингвистической «ослабленности»в структуре ОНР – обедненная интонация, ритмическая несостоятельность, двигательная дискоординация, которые объясняется нарушениям регуляции мышечного тонуса, несформированностью кинестетического и двигательного праксиса (Н.Г. Василевская, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).

Выделяются искажения интонационно-мелодической и голосовой характеристик: глухость, маловыразительность, монотонность, затухающий характер голоса, гнусавость (А.Н. Корнев).

В сенсорно-перцептивной модальности отмечается невосприимчивость ударно-безударной позиции и пауз ритмического рисунка, свидетельствующая о несформированности «комплексного мыслеобраза по линии ритмо-пространственного координирования» (Г.А. Ванюхина).

Указываются нарушения сукцессивных, синтагматических, синтаксических и антиципирующих процессов фразообразования (Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман, М.Е. Хватцев, Л.С. Цветкова).

Описывается слабость слуховой памяти, недостаточное понимание значений слов и фразеологических оборотов, что приводит к интонационно монотонной и лексически невыразительной речи. Ученики с ОНР мало интересуются книгами, часто остаются безучастными к описываемым событиям. Примерно 53 % детей не владеют возможностью передачи эмоционально-смыслового содержания высказывание (И.Ю. Кондратенко).

Способность их к речевому подражанию развита слабо, трудности возникают при соединении произнесения текста с движениями, затруднено произвольное воспроизведение интонации (Н.А. Тугова, Л.О. Чихладзе).

Термин «ОНР» не отражает этиологии и патогенеза речевого нарушения, а лишь свидетельствует о картине его проявлений. За ним могут скрываться разнообразные речевые расстройства: алалии, тяжелые формы дизартрии и ринолалии; сходные речевые проявления сопровождают также нарушения слуха и интеллекта. Принцип системного подхода к анализу нарушений речи позволяет установить структуру дефекта, его первичные признаки и вторичные последствия, определить форму речевой патологии.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что с клинической точки зрения заключение ОНР в общеобразовательной школе имеет место при легкой степени псевдобульбарной дизартрии. Принимая во внимание, что традиционные классификации нарушений речи, рассматривая речевые расстройства в различных аспектах, дополняют данные одной другой и служат общим задачам логопедии (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова), ниже рассмотрим интонационные особенности данной категории детей.

При дизартрии нарушаются базовые компоненты речевой коммуникации, затрудняется овладение навыками полноценной коммуникативной деятельности (Е.А. Алмазова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Т.В. Волосовец, О.Е. Грибова, Г.В. Дедюхина, Э.С. Калижнюк, И.Б. Карелина, О.С. Орлова, И.И. Панченко, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, О.Л. Раменская, Е.Ю. Румянцева, Н.В. Симонова, И.А. Смирнова, Л.Б. Халилова, Л.М. Шипицына, М.Б. Эйдинова). Речевые нарушения полиморфны, они затрагивают всю речевую систему двигательного звена и кинестетического восприятия до лингвистической системы (Л.О. Бадалян, Е.Н. Винарская, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин, М.Б. Эйдинова).

Псевдобульбарная дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи, возникающих при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. В специальных исследованиях легкая степень псевдобульбарной дизартрии рассматривается как сложный синдром органического генеза, сопровождающийся неврологическими, психологическими и речевыми симптомами (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, М.В. Ипполитова, Л.Б. Литвак, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, К.А. Семенова, Г.В. Чиркина, М.Б. Эйдинова).

Ведущим в структуре рассматриваемого речевого дефекта являются нарушения произношения в результате нарушений двигательной сферы и просодических компонентов речи (Е.Э. Артемова, И.Б. Карелина, Л.А. Копачевская, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.М. Мастюкова, Л.В. Мелихова, И.И. Панченко, Л.А. Позднякова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович, В.Т.А. Сорокина, Т.В. Сорочинская, А.Ф. Чернопольская)].

Артикуляционные нарушения носят распространенный характер и сочетаются с искажением произношения наиболее сложных по артикуляционным укладам звуков нескольких групп. Отмечается расстройство синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией; укорочение или удлинение звуков, изменение тонуса артикуляционных мышц, нарушение динамического ударения (К.А. Семенова).

Голосовые нарушения проявляются в недостаточной силе, слабой выразительности, отсутствии голосовых модуляций, обусловленные парезами мышц языка, неба, голосовых складок и глотки (Е.М. Мастюкова).

У детей отмечаются расстройства интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур, при сохранной способности к имитации интонационных конструкций.

Проявляется вторичная недостаточность – нарушение фонематического слуха, которое затрудняет формирование четкого слухового восприятия и контроля (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.И. Мартынова).

В ряде исследований указывается, что интонационные расстройства влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с дизартрическими нарушениями (Е.С. Алмазова, Е.Н. Винарская, Д.К. Вильсон, М. Зееман, И.И. Панченко).

При легкой степени псевдобульбарной дизартрии в интонационной стороне речи, по мнению Л.А. Поздняковой, нарушения воспроизведения интонационных средств преобладают над трудностями восприятия. Дети демонстрируют низкую степень владения приемами интонационно-смыслового анализа, нестабильность обобщения основных функций интонации и воспроизведения комплекса компонентов интонации по причине нарушения основных физиологических механизмов интонационной выразительности. В экспрессивной речи остаются относительно сохранными использование значительного диапазона частоты основного тона, мелодического контура повествовательных и несколько «сглаженных» вопросительных предложений.

Отмечаются нарушения первичных качеств речевого тембра: «придыхательность», «охриплость», «назальность», «приглушенность», «шепотная» окраска голоса и сложности в произвольном изменении тембровой окраски голоса, передающей субъективное отношение к высказыванию.

Симптомы не грубого органического поражения центральной нервной системы при легкой степени псевдобульбарной дизартрии проявляются в виде расстройств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Моторный праксис характеризуется рядом особенностей: повышенный тонус мышц, снижение тактильного осязания, вторичное недоразвитием кинестетических ощущений, наличие гиперкинезов и синкинезий, снижение ограничения объема движений губ, языка, челюсти, нарушение скорости переключения с одного движения на другое, быстрой утомляемостью движений органов артикуляции (Е.Н. Винарская, Л.С. Волкова, Г.В. Гуровец, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Е.М. Мастюкова, Л.А. Позднякова, О.В. Правдина, К.А. Семенова, В.Т.А. Сорокина). Данная речевая патология относится к трудно преодолеваемым речевым расстройствам, которые склонны к обрастанию с возрастом вторичными системными дефектами гностико-праксической, фонематической, лексико-грамматической структуры речи.

Полученные данные позволяют сделать некоторые общие выводы о характере искаженного развития интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Безусловен факт особого, стойкого специфичного характера интонационных нарушений, первично связанных с расстройством моторного уровня организации речевого высказывания, что приводит к неадекватному функционированию всех компонентов и функций интонации. Это существенным образом влияет на коммуникацию, и практически всегда приводят к тем или иным нарушениям чтения и письма.