04.09.2010 8700

Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников

 

В настоящее время в специальной литературе обсуждается вопрос о возможно более раннем обучении детей чтению. Однако знакомство с письменностью - системой символов второго порядка - представляет для ребенка значительную трудность. Кроме того, процесс чтения характеризуется высокой степенью произвольности и наличием сложноорганизованной сенсомоторной базы. Поэтому, чтобы обучение чтению привело к положительным результатам, вербальные и невербальные высшие психические функции, лежащие в основе формирования данного навыка, должны достичь определенного уровня зрелости. Методики же обучения чтению необходимо адаптировать применительно к особенностям психического развития детей дошкольного возраста. В противном случае, ребенок неизбежно столкнется с серьезными трудностями, выражающимися в неспособности овладеть навыком чтения или в нарушении его формирования, сопровождающемся значительным количеством ошибок чтения.

Отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают важность своевременного выявления предрасположенности дошкольников к нарушениям чтения. Оно должно основываться на обнаружении отклонений в речевом и психическом развитии детей, которые впоследствии могут препятствовать формированию навыка чтения.

P.Gardner, B.Hornsby отмечают, что детям в возрасте 6-7 лет нельзя ставить диагноз «дислексия», однако можно говорить о выявлении «группы риска», имеющей предрасположенность к специфическим нарушениям чтения.

Готовность к обучению чтению начинает формироваться до поступления ребенка в школу. Она включает в себя становление в ходе онтогенетичеческого развития необходимых для этого психических процессов и функций.

В отечественной литературе до недавнего времени основное внимание уделялось речевой готовности дошкольников к овладению чтением. Считалось, что изучение уровня развития речи ребенка поможет сделать прогноз относительно дальнейшего обучения чтению. Существовало мнение о том, что, если у дошкольника выявлены нарушения речи, он имеет предрасположенность к дислексии. Поэтому основное внимание уделялось профилактике возможных нарушений чтения у детей с речевыми расстройствами.

Однако не всегда можно установить прямую зависимость между уровнем развития устной речи и успешностью овладения навыком чтения. Это связано с тем, что дислексия является следствием системного нарушения высших психических функций, затрагивающего не только речь, но и невербальные психические функции и процессы: пространственные представления, сукцессивные операции, зрительный гнозис, мнестическую деятельность, внимание, а также процесс формирования профиля латеральной организации.

Ряд западных исследователей подчеркивают генетическое происхождение специфической эволюционной дислексии и необходимость, в связи с этим, выявлять при обследовании ребенка факты наличия аналогичных нарушений у его ближайших и дальних родственников.

Поэтому только на основе комплексного изучения степени сформированности у дошкольников вербальных и невербальных психических функций, а также наследственности и анамнестических данных можно сделать вывод о наличии или отсутствии у него предрасположенности к нарушениям чтения. Такое изучение должно строиться на основе специально разработанных методик обследования, которые будут использоваться для выявления детей, относящихся к «группе риска» по дислексии. Данные методики должны соответствовать следующим требованиям: 1) иметь диагностическую направленность на выявление трудностей овладения навыком чтения; 2) обладать формализованной процедурой исследования, стандартным набором заданий, единообразными критериями интерпретации результатов с указанием пороговых значений, разделяющих норму и патологию, и возрастных норм; 3) обеспечивать равные условия для детей, посещающих различные типы дошкольных образовательных учреждений и воспитывающихся дома; 4) иметь незначительную по времени протяженность обследования; 5) отличаться простотой использования.

В настоящее время существует большое количество методик обследования, выявляющих уровень психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, опубликован ряд тестов, оценивающих готовность ребенка к школьному обучению, т.е. изучающих состояние различных сторон психической деятельности, значимых для адаптации к школе. Однако с помощью этих методик нельзя выявить предрасположенность к какому-либо нарушению, симптомы которого могут быть обнаружены только в ходе учебного процесса.

А.Н.Корневым (1988) была разработана скрининговая методика раннего выявления предрасположенности к дислексии. Она предназначена для массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет, не требует специального оборудования и занимает не более 10 минут. Ее применение доступно детским психиатрам, невропатологам, педиатрам и логопедам. Данная методика включает в себя исследование сукцессивных функций (воспроизведение последовательности движений, звуковых ритмов, вербальных стимулов (цифр) и речевых рядов (времен года и дней недели)), ориентировки в понятиях «право-лево», связной речи (составление рассказа по серии картинок). Таким образом, с помощью указанной методики можно изучить состояние лишь отдельных функций, лежащих в основе процесса чтения. Ее использование является первым этапом выявления предрасположенности к дислексии, за которым должно последовать более полное обследование детей, попавших в «группу риска».

В настоящее время доказано, что у ребенка в возрасте от 2 до 6 лет можно выявить ряд признаков, свидетельствующих о возможных трудностях формирования навыка чтения еще до начала обучения в школе. Зарубежные ученые относят к таким признакам генетическую предрасположенность (наследственную отягощенность по дислексии); задержку моторного развития ребенка, нарушения общей и мелкой моторики; несформированность сукцессивных процессов; нарушения слухоречевой памяти; недостатки оптического восприятия; трудности ориентировки в пространстве и вербализации пространственных представлений; отставание в речевом развитии; нарушение латерализации сенсомоторных функций.

Подчеркивается, что подобные признаки могут быть характерными для многих детей в раннем возрасте. Однако у дошкольников с предрасположенностью к дислексии такие отклонения отличаются выраженностью и стойкостью проявлений.

В настоящее время в Великобритании наиболее распространены два скрининговых теста, направленных на раннее выявление дислексии: Dyslexia Early Screening Test (DEST) и Cognitive Profiling System (CoPS 1).

Скрининговый тест DEST разработан R.I.Nicolson и A.J.Fawcett (1995). Он может использоваться учителями и врачами, не имеющими опыта психологического тестирования, для обследования детей 4,5-6,5 лет. Его проведение занимает около 30 минут. Тест состоит из 10 заданий, выявляющих различные стороны психического развития ребенка. Однако заключение о предрасположенности к дислексии не может основываться только на результатах данного обследования. Поэтому перед тестированием должна быть собрана информация, касающаяся состояния моторной сферы ребенка, сформированности его сукцессивных функций, зрительного восприятия, памяти и речи.

Компьютерный тест CoPS 1 был разработан С.Singleton и K.Thomas (1996) для раннего выявления дислексии. Кроме того, он может использоваться как скрининговый тест для детей, поступающих в школу, выявляющий сильные и слабые стороны их познавательной деятельности. CoPS 1 может применяться и во время школьного обучения для обследования учеников, имеющих нарушения чтения, письма, счета, с целью установления причин указанных трудностей. Тест может быть применен для обследования детей 4-8 лет. Его проведение занимает около 45 минут. Тест может использоваться квалифицированными учителями и психологами, работающими в сфере образования. Интерпретация результатов тестирования требует профессионального анализа.

Выявление детей, имеющих предрасположенность к дислексии, позволяет приступить к проведению специальной работы, направленной на коррекцию вербальных и невербальных высших психических функций, лежащих в основе процесса чтения. Такая работа, по мнению T.R.Miles, E.Miles, должна начинаться до 7 лет.

А.Н.Корнев, P.Ott пишут о том, что в случае позднего выявления нарушения чтения достигают значительной степени тяжести и требуют длительного коррекционного вмешательства. При раннем выявлении специфических трудностей отмечается большая эффективность коррекционной работы: медикаментозного вмешательства, развития речи, других высших психических функций, необходимых для обучения чтению, также удается предотвратить вторичные эмоциональные нарушения и трудности поведения. По данным N.A.Badian, достижение положительных результатов в этом случае наблюдается у 80% детей. Именно у такого количества дошкольников отмечается незначительная и средняя степень предрасположенности к дислексии. Значительная по тяжести проявлений степень предрасположенности к дислексии не может быть предотвращена в полной мере.

Таким образом, отечественные и зарубежные специалисты подчеркивают важность обнаружения у детей предрасположенности к специфическим нарушениям чтения еще до поступления в школу или в самом начале школьного обучения. Для этого необходимо разрабатывать специальные комплексные программы обследования дошкольников, направленные на выявление «группы риска» по дислексии. Комплексность таких программ должна состоять в том, что в них следует включать исследование как вербальных, так и невербальных процессов и функций, лежащих в основе формирования навыка чтения. Изучение отдельных показателей психического развития ребенка не позволит достоверно оценить степень сформированности функционального базиса чтения. Данные психолого-педагогического обследования необходимо дополнять результатами нейропсихологического, клинического изучения ребенка, анализом анамнестических данных.

Раннее выявление предрасположенности к дислексии позволит применить соответствующие пропедевтические меры для оказания помощи ребенку. Своевременно начатая специальная работа, направленная на предупреждение нарушений чтения, занимает меньше времени и является максимально эффективной. Она позволяет сформировать функциональный базис чтения и тем самым предотвратить возможные трудности обучения или значительно уменьшить их.