01.09.2010 13952

Особенности формирования психомоторики у детей дошкольного возраста в норме и при нарушениях интеллекта

 

Многокомпонентность психомоторики, наличие сложных взаимосвязей и взаимозависимостей между всеми компонентами требует применения к ее формированию системного подхода, который делает возможным достижение самых высоких результатов в развитии каждого ребенка.

Первые представления о «системе» возникли уже в античной философии, где она понималась как упорядоченность и целостность бытия (Евклид, Платон, Аристотель). В дальнейшем к вопросу о сущности «системы» обращались многие известные ученые, внося в его понимание свои изменения (В.И.Вернадский, Г.Гегель, И.Кант, Э.Кондильяк, Г.Лейбниц, К.Линней, К.Маркс, Б.Спиноза, Ф.Энгельс, Ф.Шеллинг, и др.). Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие «система» сегодня рассматривается как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

Применяя понятие «системы» к организации работы по психомоторному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении, мы сочли необходимым опереться, не только на философскую его трактовку, но и на имеющиеся в педагогике суждения. По мнению многих авторов (П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый и др.), рассматривающих педагогический процесс как систему, системообразующими понятиями являются цель, деятельность учителя и учащихся, результат. Основными компонентами системы выступают средства управления: содержание, методы, материальные средства обучения, организационные формы обучения как процесса.

На основе такого подхода нами были выделены следующие структурные элементы системы работы по психомоторному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью: цель работы, основные ее направления, содержание, условия ее организации, средства психомоторного развития, результат. Они определили подход к анализу литературы, в процессе которого мы обратили внимание на степень отражения в ней основных элементы системы.

Вопросы формирования отдельных компонентов психомоторики ребенка отражены еще в первых рекомендациях к работе с детьми дошкольного возраста (Я.А.Коменский), а в конце XIX - начале XX века известными педагогами (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли) созданы первые системы работы, способствующие психомоторному развитию детей. С точки зрения современных достижений педагогики и психологии они страдали некоторыми недостатками, хотя, и сегодня их элементы успешно применяются в воспитании дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.

В течение всего XX века отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.) уделяли большое внимание вопросам как психического, так и физического развития, однако целостная система работы по психомоторному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста не нашла отражения в литературе. Разнообразная и многогранная практика воспитания детей в дошкольных учреждениях еще до конца системно не обобщена и не описана. Подходы к работе по психомоторному развитию детей наиболее полно представлены в исследованиях, посвященных вопросам воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста, а также в новых образовательных программах для детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием. Это обусловлено тем, что в данный возрастной период все компоненты психомоторики наиболее тесно взаимосвязаны друг с другом и требуют комплексного воздействия на их развитие.

Трактовка «психомоторики» как органического единства двигательного, познавательно и эмоционального компонентов, определяет ее связь с развитием личности ребенка в целом. Целью системы работы по психомоторному развитию является в связи с этим достижение общей цели воспитания ребенка в дошкольном учреждении, предполагающей развитие всех сторон его личности и раскрытие потенциальных возможностей. Это позволит подготовить каждого к участию во всех доступных видах человеческой активности и успешному психическому развитию на последующих возрастных стадиях (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.). Цель воспитания обоснована научно (Н.М.Аскарина, Л.А.Венгер, Я.А.Коменский, А.П.Усова, Н.М.Щелованов и др.) и отражена в действующих нормативно-правовых актах. Единство и гармония всех компонентов психомоторики обеспечивает успешность физического, нравственного, умственного, эстетического развития и подготовки ребенка к элементарным видам труда.

Обозначенное понимание психомоторики и цель работы по психомоторному развитию детей, дает возможность условно выделить следующие основные ее направления:

– развитие двигательной сферы,

– развитие познавательной сферы,

– развитие эмоционально-волевой сферы.

На необходимость развития двигательной сферы детей дошкольного возраста одним из первых обратил внимание Ф.Фребель, который методически прокомментировал подвижные игры как средство совершенствования их физического развития. Отводя особую роль мячу, в сенсомоторном развитии ребенка автор подчеркивал, что он дает возможность «положить на него свои маленькие пальчики, как обручи, с целью уразуметь его круглую форму и научиться, таким образом, владеть им, держать его, удерживать его в своей руке». Благодаря таким действиям у ребенка с ранних пор укрепляются мускулы пальцев, кисти рук и всей руки, а также происходит необходимое развитие и совершенствование руки и пальцев.

М.Монтессори и О.Декрли подчеркивали значение специальных игр и упражнений, которые обеспечивают развитие мускулатуры и совершенствование моторики ребенка (движений, их координации и контроля), что особо важно в возрасте от 1 до 4 лет, являющимся сензитивным периодом развития движений и действий. В это время ребенок обладает особенно высокой восприимчивостью к тем видам и формам деятельности, которые связаны с выполнением самых разнообразных движений и с процессом овладения новыми моторными умениями и навыками, от которых он получает удовольствие и удовлетворение.

В российской литературе вопросам совершенствования двигательной сферы дошкольников уделено достаточно много внимания (Т.И.Бабаева, Л.Д.Глазырина, А.В.Запорожец, И.Ю.Кистяковская, П.Ф.Лесгафт, Н.А.Нот-кина, Р.Г.Сорочек, В.П.Спирина, З.С.Уварова, Г.П.Юрко и др.). Хорошо представлена система работы по физическому воспитанию дошкольников в образовательных учреждениях: его задачи, содержание, принципы, формы организации, методы, средства и др..

В конце XX века появились работы, посвященные изучению особенностей физического развития, его активизации и коррекции имеющихся недостатков у дошкольников с сенсорными (Л.А.Головчиц, А.А.Коржова), двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями (Е.М.Мастюкова и др.). Наиболее системный характер имеют работы Е.М.Мастюковой, в которых предлагается строить работу по развитию моторики этих детей, исходя из семи выделенных ею этапов развития двигательной сферы. При этом автор обращает внимание на тесную связь моторики и психики. С одной стороны физическое воспитание ребенка в раннем возрасте непосредственно обеспечивает стимуляцию его психического развития. С другой стороны, широкое использование комплексных афферентных стимулов, например, зрительных (большинство упражнений проводят перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, применение различных видов массажа и т.д.) и других стимулирует развитие двигательных функций.

Проблеме формирования познавательной сферы посвящено большое количество работ, что во многом связано с тем, что успешность развития ребенка оценивается, прежде всего, по его интеллектуальному развитию. Пристальное внимание уделяется организации работы, направленной на сенсорное развитие детей. Ощущения и восприятие, составляя чувственную основу всей умственной деятельности человека, играют существенную роль в различных видах деятельности, т.к. являются регуляторами всех практических действий. Многие авторы (В.Н.Аванесова, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Е.М.Мастюкова, Э.Г.Пилюгина, Л.Н.Павлова, Н.Н.Подъяков, Н.П.Сакулина, А.П.Усова и др.) предлагают методические рекомендации по развитию и совершенствованию сенсорной сферы детей раннего и дошкольного возраста.

Проблема сенсорного развития дошкольников волнует не только современных ученых. Уже Ф.Фребель в своих первых работах обращал не нее внимание. Подчеркивая значение таких предметов как мяч, шар, камни, деревянные брусочки, он утверждал, что действия с ними способствуют сенсорному развитию, знакомя с формой и другими качествами объектов.

Педагогические системы М.Монтессори и О.Декроли, построенные на комплексах разнообразных упражнений, еще в большей мере обеспечивают развитие сенсорной сферы дошкольников. Современная система сенсорного воспитания предполагает тесную взаимосвязь восприятия с другими познавательными процессами, прежде всего, с мышлением и речью, что обеспечивает переход от чувственного к рациональному познанию действительности. Большинство исследователей (Л.А.Венгер, Р.И.Говорова, О.М.Дьяченко, С.Л.Новоселова, Л.Н.Павлова, Н.Н.Подъяков, Л.И.Цеханская и др.) подчеркивают, что развитие восприятия и других познавательных процессов у ребенка протекает в ходе становления разнообразных видов его деятельности в условиях ведущей роли содержательного, обучающего общения со взрослым. На основе этой позиции разрабатываются программы педагогического воздействия и систематизируются игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательной сферы детей.

Эмоционально-волевая сфера - важнейший компонент психомоторики, оказывающий большое влияние на развитие личности ребенка в целом, начиная с первых дней его жизни и на протяжении всего дошкольного возраста (Е.А.Аркин, Г.Г.Григорьева, М.Ю.Кистяковская, Н.П.Кочетова, Л.Н. Павлова, Ю.А.Разенкова, Е.О.Смирнова, и др.). Эмоциональное развитие в младенческом и в раннем возрасте определяется развитием общения ребенка со взрослыми, поэтому вопросы становления коммуникативных действий ребенка, обеспечивающих совершенствование предметной деятельности и ознакомление с окружающим миром, хорошо отражены в литературе.

В младенческом возрасте эмоциональное общение со взрослыми, как вид ведущей деятельности оказывает непосредственное влияние на двигательное и психическое развитие ребенка. Многие авторы (Н.М.Аскарина, М.Ю.Кистяковская, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова, Н.М.Щелованов и др.) указывают на необходимость стимулирования эмоционального развития ребенка и предлагают свои подходы к решению данного вопроса. В последние годы создаются отдельные программы, одной из которых является программа «Я, ты, мы» О.Л.Князевой и Р.Б.Стеркиной, направленная на социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Она, по мнению авторов, способствует развитию у детей эмоционального благополучия, умению общаться с окружающими людьми, избегать конфликтных ситуаций, будет способствовать формированию волевого компонента и т.д.

Методические рекомендации к работе по развитию тех или иных компонентов психомоторики предназначены, преимущественно, для детей дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием. Таких рекомендаций для нужд воспитания дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии еще немного. К ним можно отнести рекомендации к работе по развитию: восприятия (Е.Ф.Войлокова, С.Д.Забрамная, А.А.Катаева, Е.А.Стребелева, Ю.А.Разенкова и др.), мышления (С.Д.Забрамная, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.), речи (Н.Ю.Борякова, О.П.Гаврилушкина, С.Д.Забрамная, И.В.Скворцова, Е.С.Слепович, В.Г.Петрова и др.), эмоционально-волевой (Е.Н.Васильева Н.Г.Морозова, Т.Н.Павлий, У.В.Ульенкова) и двигательной сферы (А.Зарин, Е.М.Мастюкова, Е.А.Стребелева и др.), а также разных видов деятельности (Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, А.А.Катаева, Э.Кулеша, Е.С.Слепович, Н.Д.Соколова, Е.А.Стребелева и др.).

В зарубежной литературе также отражены поиски решения вопроса активизации психомоторного развития. Ярко проявляется тенденция создания методик или методов, как называют их авторы, которые имели бы комплексный характер и обеспечивали развитие одновременно нескольких компонентов психомоторики. К их числу принадлежат «Le Bon Depart» (успешный старт) Tea Багнет и созданная на ее основе «Методика успешного старта» М.Богданович, (Developmental Movement) (развивающее движение) Вероники Шерборн, а также «Программы активизации. Осознание тела, контакт, коммуникация» Марианны и Кристофера Книлл. Все они обеспечивают активизацию психомоторного развития, преодоление имеющихся проблем и призваны дополнить сложившиеся системы работы с детьми, поэтому они могут быть рассмотрены как формы организации в любой системе.

«Методика успешного старта», разработанная М.Богданович, построена на синтезе зрительных, слуховых и двигательных элементов. Она обеспечивает не только совершенствование деятельности отдельных анализаторов, но и развитие взаимодействия между ними. Она хорошо дополняет традиционно используемые методики работы с детьми с нормальным и нарушенным развитием и гармонически вписывается в педагогический процесс общеразвиваю-щего и коррекционного дошкольного учреждения.

«Методика развивающего движения» В.Шерборн также обеспечивает комплексное воздействие на психомоторное развитие ребенка. Используемые в ней виды движения и соответствующие им упражнения (движение, направленное на познание собственного тела; движение, формирующее связь личности с физическим окружением (действительностью); движение, направленное на взаимодействие в группе; креативное (творческое) движение) стимулируют развитие двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также формируют навыки взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Аналогичную направленность имеют «Программы активности. Осознание тела, контакт, коммуникация» Марианны Книлл и Кристофера Книлла, которые изначально разработаны для нужд коррекционно-развивающей работы по активизации психомоторного развития детей с глубокими нарушениями. Предлагаемые программы обеспечивают развитие социального контакта, движения и игры. В их основе лежит положение о том, что развитие человека зависит от способности приобретения, организации и использования знаний о себе. Следовательно, оно зависит и от способа, с помощью которого люди знакомятся со своим телом и учатся, как его использовать. Применение программ дает лучшие результаты при их включении в общую систему хорошо продуманной и спланированной ежедневной работы с ребенком и систематическом их применении.

Несомненный интерес представляют методические рекомендации К.Грюневальда для нужд воспитания детей раннего возраста с проблемами в развитии, которые направлены на развитие и совершенствование коммуникации и поведения, а также на развитие движения и самообслуживания.. Они содержат игровые упражнения, которые в зависимости от уровня их сложности разбиты на 4 ступени, начиная с простых, и заканчивая более сложными.

Несмотря на то, что целостная система работы по психомоторному развитию детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием не отражена в литературе, ее реализация обеспечивается содержанием образования, отраженном в проекте Государственного образовательного стандарта для дошкольных учреждений и современных программах: «Кроха», «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева), «Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др. Идея обеспечения психомоторного развития детей положена в основу создания «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д.Соколова, 2001).

Большое значение в системе работы по психомоторному развитию отводится созданию необходимых условий для ее осуществления в дошкольных образовательных учреждениях. К числу основных из них анализ литературы позволяет отнести:

– обеспечение положительной эмоциональной обстановки пребывания детей в дошкольном учреждении;

– создание предметно-пространственной среды развития детей;

– взаимодействие специалистов, участвующих в процессе воспитания детей;

– соблюдение принципов коррекционно-воспитательной работы, принципов воспитания и обучения;

– психолого-педагогическую диагностику развития детей дошкольного возраста.

В последние годы много внимания уделяется необходимости создания особого эмоционального климата воспитания детей раннего и дошкольного возраста в образовательном учреждении. Многие авторы (Л.Б.Баряева, П.Ф.Вэдэзи, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Григорьева, А.Зарин, Н.П.Коче-това, Р.Р.Фьюэлл, Н.Д.Соколова и др.) подчеркивают значение эмоционально-положительного общения ребенка со взрослыми и рассматривают его как одно из важнейших условий, определяющих успешность развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении и высокую степень успешности психомоторного развития обеспечивает соблюдение принципов воспитания и обучения детей дошкольного возраста и принципов коррекционно-воспитательной работы. Глубокое научное обоснование получили такие принципы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием как: целенаправленности, систематичности и последовательности, непрерывности, связи с жизнью общества, научности, доступности, прочности, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, активности и самостоятельности, наглядности, комплексного подхода, уважение к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. При организации воспитания детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении большое значение имеет также соблюдение принципов коррекционно-воспитательной работы, основными из которых являются: принцип принятия ребенка, принцип помощи, индивидуального подхода к определению цели воспитания, единства психолого-педагогических и медицинских мероприятий, сотрудничества с семьей.

Сегодня не вызывает сомнений вопрос о том, что предметно-пространственная среда оказывает большое влияние на процесс развития всех детей. На ее значение указывал уже Я.А.Коменский. Успешный опыт создания развивающей среды для детей дошкольного возраста осуществила М.Монтессори, по мнению которой, среда должна учитывать двигательные потребности ребенка, быть связанной с непосредственным опытом и жизнью детей, обеспечивать ребенку возможность выполнять разные виды упражнений и участвовать в совместной деятельности, а используемые материалы по цвету, форме, величине, удобству и притягательности должны соответствовать потребностям детей.

В современной литературе четко определены принципы создания и требования к организации предметно-пространственной среды развития в дошкольных учреждениях, где воспитываются дети, как с нормальным, так и с нарушенным развитием. К числу основных можно отнести следующие принципы: деятельностного подхода; дифференцированного и индивидуального построения развивающего пространства; учета сензитивных периодов в развитии психики и деятельности; учета двух уровней развития воспитанников (уровня актуального развития и «зоны ближайшего развития»); уважения к потребностям и нуждам ребенка; функциональности развивающего пространства; стабильности и динамичности развивающей среды; практической и социальной направленности коррекционно-развивающей работы; развивающего обучения; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка.

Значение предметно-развивающей среды столь велико, что в современных программах воспитания детей с проблемами в интеллектуальном развитии довольно подробно представлено ее описание.

Достижение цели в работе по психомоторному развитию дошкольников предполагает использование определенных средств, к числу которых анализ литературы позволяет отнести: все виды детской деятельности: предметную, изобразительную, игровую, конструктивную и элементарный труд, педагогические мероприятия, связанные с физическим  и музыкальным воспитанием, а также обучение как ведущий социальный фактор развития ребенка

Первые упоминания о значении разных видов деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, а также успешные попытки их использования в процессе воспитания и обучения детей отражены в работах известных педагогов прошлого. Так, Я.А.Коменский, главные идеи дидактики которого носят сенсуалистический характер, утверждал, что нет ничего в интеллекте, чего не было прежде в ощущениях. Ф.Фребель подчеркивал, что развитие ребенка происходит в творческих видах деятельности - играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности. В связи с этим он разработал в определенной, строго регламентированной системе многообразные изобразительные и трудовые занятия, отмечая необходимость единства развития строительных навыков с познанием формы, размеров, пространственных отношений.

На использовании деятельности как средства развития ребенка построена система М.Монтессори. Специальные «упражнения в практической жизни» способствуют как психическому и социальному, так и физическому развитию ребенка. В процессе их выполнения ребенок учится самостоятельно заботиться о себе (одеваться и раздеваться, мыть руки, умываться, причесываться), заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором он находиться (подметать, вытирать пыль, мыть стол), учиться правилам хорошего тона, вежливого поведения в обществе. Они способствуют также совершенствованию координации движений.

Ведущая роль деятельности в психофизическом развитии человека на протяжении всей его жизни доказана системными исследованиями отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Она нашла воплощение и в исследованиях в области специальной психологии и педагогики. Убедительно доказан коррекционно-развивающий потенциал каждого из доступных ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии видов деятельности.

Предметная деятельность является одним из важнейших средств развития психомоторики детей дошкольного возраста. Она не только лежит в основе формирования всех видов деятельности, но и способствует двигательному, познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Положительное влияние действий с предметами на процесс развития детей отмечено в работах многих исследователей (Г.Г.Григорьева, Я.А.Коменский, Н.П.Кочетова, М.Монтессори, З.Ф.Николаева, Д.В.Сергеева и др.).

Особое место в воспитании и обучении дошкольников, как с нормальным, так и с нарушенным развитием, занимает игра, оказывающая большое влияние на становление всех компонентов психомоторики. На необходимость использования игры в качестве средства развития дошкольников одним из первых указал Ф.Фребель, который начал разработку отдельных вопросов теории игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры, тесно связал развитие речи ребенка с многообразной его деятельностью. Большое значение использованию игры придавал также О.Декроли, предложивший игры и игровые упражнения, способствующие развитию восприятия, внимания и двигательных способностей. Исследования отечественных ученых (Л.В.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) убедительно доказали универсальный характер игры как средства психического развития ребенка. Возможность использования разных видов игр в развитии двигательного, познавательного и эмоционального компонентов психомоторики детей дошкольного возраста доказано многими исследователями (Л.В.Артемова, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгер, Р.И.Жуковская, Е.В.Зворыгина, Д.В.Менджерицкая, НЛ.Михайленко, С.Л.Новоселова, Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, А.П.Усова и др.).

Продуктивность использования разных видов игр в процессе воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии подчеркивается многими учеными (Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, К.Грюневальд, А.Зарин, А.А.Катаева, Э.Кулеша, Е.И.Слепович, Н.Д.Соколова, Е.А.Стребелева, В.Шерборн и др.). В литературе отражены подходы к их использованию в целях развития двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Изобразительная деятельность и конструирование также являются действенными средствами активизации психомоторного развития дошкольников, на что указывали еще педагоги прошлого (Ф.Фребель, О.Декроли). Современные исследования и опыт воспитания детей дошкольного возраста показали возможность использования изобразительной деятельности и конструирования в процессе формирования всех психических процессов, обогащению представлений об окружающем, развития мелкой и общей моторики, а также эмоционально-волевой сферы. Убедительно доказан также коррекционно-развивающий потенциал изобразительной и конструктивной деятельности в плане развития двигательного, познавательного и эмоционального компонентов психомоторики у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.

Роль музыки в активизации психического и физического развития детей известна уже давно. Ф.Фребель, подчеркивая особую роль музыки в воспитании и развитии детей, сделал попытку создания игр, сочетающих в себе движение, пение, музыку, которые можно применять в процессе обучения.

Возможность использования музыкальной деятельности как средства психомоторного развития детей обусловлена наличием отзывчивости на музыку как у дошкольников с нормальным, так и с нарушенным интеллектуальным развитием. Музыка, как правило, создает у них радостное настроение, повышает эмоциональный тонус, способствует активизации двигательной сферы, вызывает желание двигаться и выполнять движения под музыку.

Положительное влияние музыкальной деятельности на психофизическое развитие дошкольников с проблемами в развитии доказано многими авторами (Г.А.Волкова, М.Богданович, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, Е.М.Мастюкова, М.Монтессори и др.). Всем формам работы по музыкальному воспитанию детей с умственной отсталостью уделяется большое внимание, поскольку они оказывают комплексное активизирующее воздействие на развитие двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Одним из действенных средств психомоторного развития дошкольников выступает физическое воспитание. На это указывал уже О.Декроли, по мнению которого, развитию восприятия, внимания и двигательных способностей способствуют двигательные и двигательно-слуховые игры, которые «...прекрасны для того, чтобы вызвать у ребенка более сознательное отношение к своим движениям и происходящим от них ощущениям». Эти идеи получили развитие и научное обоснование в современных отечественных и зарубежных исследованиях (М.Богданович, В.П.Спирина, Р.Г.Сорочек, З.С.Уварова, Г.П.Юрко и др.). В специальной педагогике также высоко оцениваются коррекционно-развивающие возможности работы по физическому воспитанию детей с проблемами в развитии (М.Ш.Адилова, Р.Д.Бабенкова, М.Заорска, А.Зарин, В.П.Кащенко, К.Книлл, А.А.Коржова, Е.М.Мастюкова, Л.С.Петрова, А.Н.Фомина, В.Шерборн и др.).

Большим потенциалом в плане активизации психомоторного развития дошкольников обладают все виды труда: самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Труд развивает чувствительность и восприимчивость, обогащает сенсомоторный опыт, формирует ориентировку в схеме тела, совершенствует движения всех частей руки, развивает зрительно-двигательную координацию, обогащает эмоциональный опыт и т.п. На это обращали внимание уже Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли. Эти идеи нашли отражение в большом количестве работ в области дошкольной педагогики. Возможности использования разных видов труда в коррекционной работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии также доказаны многими исследователями (В.П.Кащенко, А.Р.Маллер, Н.Д.Соколова, Г.В.Цикото и др.).

Ведущим средством психомоторного развития детей в дошкольном учреждении, его «движущей силой», по словам Л.С.Выготского, является обучение. Большую роль обучения в развитии детей дошкольного возраста доказали ведущие отечественные ученые (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.). Многочисленные исследования и опыт воспитания детей с проблемами в интеллектуальном развитии в дошкольных учреждениях показывают особую роль обучения в их развитии (Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, А.А.Катаева, Н.Г.Морозова, Н.Д.Соколова, Е.А.Стребелева и др.). Анализ литературы позволяет рассматривать процесс обучения как специально организованное взаимодействие педагога и ребенка, в ходе которого происходит управление его познавательной и практической деятельностью, направленное на овладение им знаниями, умениями и навыками, опытом отношений к себе и собственной деятельности, социальному и природному окружению.

Результатом работы с детьми в дошкольном учреждении являются изменения в их психическом и физическом развитии, на которые ориентирована вся их деятельность.

В целом, проведенный анализ литературы позволяет сказать, что в современной психолого-педагогической литературе не представлена система работы, направленная на развитие и коррекцию недостатков психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В ряде работ раскрываются лишь некоторые особенности. В связи с этим возникает необходимость создания научно обоснованной системы, которая в наибольшей мере сможет обеспечить комплексное решение задач психомоторного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, начиная с первых дней их пребывания в дошкольном учреждении.