15.09.2010 18704

Современные подходы к коррекции заикания у дошкольников

 

Заикание считается полиэтиологическим заболеванием и в его возникновении выделяют следующие группы факторов: конституционально-генетические, средовые и коммуникативные. Основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги и желание скрыть дефект. Такое понимание сущности заикания предопределяет основные подходы к коррекции этого недуга: нормализация мышечной составляющей речевой функции, психотерапевтическое лечение и мероприятия, направленные на расширение коммуникативных возможностей заикающегося, т.е. преимущественно психолого-педагогические методы воздействия и в меньшей степени терапевтические.

Современные методы коррекции заикания чрезвычайно разнообразны и уже сам этот факт говорит о том, что единого, универсального, не существует. Многие методы дают немедленный результат, к сожалению, недолговременный. Основным приемом коррекции заикания считается переход к замедленной или же ритмизированной речи. Этот подход используется достаточно давно в различных модификациях при коррекции заикания как у детей, так и у взрослых. Применяются шепотная, громкая речь; речь плавная, слитная, скандированная, речь с выделением ударных гласных, послоговая и пр. Весьма широкое распространение получила так называемая «логопедическая ритмика» («логоритмика») - сочетание видоизмененной речи с ритмическими движениями, выполняемыми, чаще всего, под музыкальное сопровождение (Самойленко Н.С., 1939; 1941; Лунина З.Е. с соавт., 1948; Чаянова Е.В., 1954; Дресвяников В.И., 1972; Эркман В.А., 1974; Рождественская В.И., Павлова А.И., 1987; Оганесян Е.В., 1981; Волкова Г.А., 1997 и др.). Широко используется видоизмененная речь, положенная в основу программы Лидкомба (Lidcombe Program). По мнению зарубежных авторов, эта программа оказалась весьма эффективной при коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

Другим достаточно распространенным подходом, дополняющим использование видоизмененной речи в лечении заикания является психотерапия (Левина Р.Е., 1963; Чевелева Н.А., 1965; Миронова С.А., 1975; Мещерская Л.Н., 1988; Арутюнян Л.З., 1993; Шкловский В.М., 1994; Георгиевская Л.А., 1999; Лохов М.И., Фесенко Ю.А., 2000; Селиверстов В.И., 2000 и др.). В основу психотерапевтического воздействия положено представление о том, что заикание является формой выученного поведения, которое можно изменить. Поэтому усилия психотерапевта должны быть направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения». Используются такие приемы, как отвлечение внимания, расслабление и гипноз. Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев кисти, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи.

В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом для коррекции заикания стали использоваться электронные устройства, маскирующие собственную речь (Блудов А.А., Воронцов В.А., 2001; Пахомов Д.В., 2001 и др.). В основу методики Masking auditory feedback - MAF положена гипотеза о том, что заикающиеся могут говорить плавно, когда они не слышат собственную речь. Маскирование может осуществляться «белым шумом», синусоидальными шумами; хорошие результаты были получены при задержке акустической обратной связи и при изменении частоты обратной связи.

К электронным устройствам, применяемым при лечении заикания, относятся и системы электромиографической обратной связи, помогающие пациенту избирательно следить за степенью активности тех или иных мышц, принимающих участие в речевом акте (Лохов М.И., Фесенко Ю.А, 2000).

Достаточно широко в комплексах по коррекции заикания используются различные дыхательные упражнения. Их цель - нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата; выработка правильного диафрагмального дыхания, увеличение продолжительности выдоха, нормализация его силы и постепенности. Для коррекции заикания популярна парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (1987): основные положения этой гимнастики приняты во всех отечественных руководствах по лечению заикания (Вербовая Н.П. с соавт., 1977; Волкова Г.А., 1997; Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 1998).

Отмечается чрезвычайно важная роль родителей при коррекции заикания в домашних условиях, когда они тщательно выполняют рекомендации логопедов и психотерапевтов (Волкова Г.А., 1993).

У нас в стране логопедическая помощь детям с заиканием оказывается преимущественно в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Поэтому целесообразно рассмотреть имеющиеся методики логопедической коррекции заикания, использующиеся в таких ДОУ.

Большинство исследователей, занимающихся проблемой устранения заикания, считает наиболее эффективным комплексный метод, включающий в себя ряд лечебно-педагогических мероприятий и воздействующий на различные стороны психофизического состояния заикающегося (Левина Р.Е., 1963; Чевелева Н.А., 1965; Власова Н.А., Беккер К.-П., 1983; Селиверстов В.И., 2000). Комплексный метод предполагает участие в лечебно-педагогическом процессе разных специалистов: логопеда, невропатолога, инструктора ЛФК, психолога или психотерапевта. Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную, в основе которых лежит изучение особенностей речевой патологии и методы коррекции речи для различных возрастных групп заикающихся.

В ряде дневных стационаров и специализированных детских садов используется метод Н.А.Власовой, включающий логопедические, педагогические, лечебные мероприятия, музыкально-ритмические занятия, пение, психотерапию и работу с родителями. Лечебные мероприятия включают медикаментозную терапию, направленную на нормализацию динамики нервных процессов, общегигиенические и физиотерапевтические процедуры, ЛФК и психотерапию. Лечение дифференцированное (в зависимости от формы заикания), продолжительностью 1,5-2 месяца, дошкольников рекомендуется лечить в учреждениях дневного пребывания, чтобы избежать отрыва их от семьи.

Логопедическая коррекция ведется с использованием различных пособий и построена по принципу от простого к сложному, т.е. от сопряженной и отраженной речи к наиболее сложной - спонтанной эмоциональной, Она проводится по классической схеме, включающей шесть этапов:

1. Подготовительный этап, во время которого проводятся обследование детей и беседы с родителями, уточняются диагностика и логопедическое заключение. Продолжительность этого этапа обычно 2-3 недели.

2. Этап дестабилизации устойчивого патологического состояния (режим молчания, режим шепотной речи). По сути это период разрушения устойчивого патологического состояния путем стирания соответствующей матрицы в долговременной памяти и последующего создания новых связей, приводящих нарушенные процессы к норме. На этом этапе начинается работа над снятием напряжения как во всей мускулатуре, так и в артикуляционной, над постановкой диафрагмального дыхания и навыка подачи голоса. Проводятся безречевые упражнения и игры, дети выполняют указания и при этом молчат, педагог говорит с детьми шепотом. Предлагаются упражнения для развития мимики, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для развития ориентировки в пространстве, общей и мелкой произвольной моторики. Продолжительность этого этапа обычно 3 недели.

3. Этап сопряженной речи.

4. Этап отраженной речи.

5. Этап вопросно-ответной речи.

6. Этап самостоятельной речи.

Как одно из средств формирования речи применяется логопедическая ритмика, которая включает упражнения, способствующие воспитанию внимания и чувства ритма, а также регуляции мышечного тонуса.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе их ручной деятельности предложена Н.А.Чевелевой (1965). Устранение заикания при изготовлении детьми каких-нибудь поделок, автор разбивает на 5 периодов.

Первый период, пропедевтический, состоит из 4 занятий, на которых дети слышат немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. Речь самих детей в этот период ограничена.

На втором периоде (сопровождающая речь, 16 занятий) допускается речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Зрительная опора обеспечивает ситуативность речи.

На третьем периоде (завершающая речь, 12 занятий), дети пользуются как сопровождающей речью (элемент предыдущего этапа), так и завершающей, проговаривая уже выполненную работу. Логопед регулирует речь детей и степень усложнения высказываний наводящими вопросами. Осуществляется возможность постепенного перехода к контекстной речи.

Четвертый период (предваряющая речь) включает 8 занятий. Наряду с ранее освоенными формами речи вводится рассказ ребенка о том, что он намерен делать. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. При этом в речи появляются фразы сложной конструкции. Дети учатся последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, употреблять слова в их точном значении.

Пятый период (5 занятий) представляет собой закрепление навыков самостоятельной развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают обо всем процессе изготовления поделки, задают вопросы, отвечают на них, высказываются по собственному желанию и т.д.

Если методика Н.А.Чевелевой предусматривает возможность использования в устранении заикания одного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности), то система С.А.Мироновой (1975) предусматривает возможность использования в целом программы средней, старшей и подготовительной групп в процессе преодоления заикания у дошкольников. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование». В программу вносятся изменения, связанные с речевыми возможностями детей (частичное использование материала предыдущей возрастной группы, перестановка программных задач, удлинение сроков изучения более трудных тем). Коррекция заикания проводится по квартально.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью и в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без них. Большое место занимает работа над фразой (конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложно-подчиненных конструкций и т.п.).

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Дети учатся пересказу и составлению самостоятельного рассказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наглядный материал почти не применяется. В речи дети опираются не только на вопросы логопеда (относящиеся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми), но и на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы.

Некоторые авторы в основе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками используют систему игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих). Так, например, Г.А.Волкова (1997) считает игровой метод наиболее перспективным в коррекции заикания у дошкольников, так как именно в игре дети осваивают опыт межличностных отношений, происходит коррекция отклонений в поведении и формирование личности. В предложенной автором методике реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений. Коррекционная работа включает в себя следующие этапы:

Режим ограничения речи (1 неделя молчания и 2 недели шепотной речи). Основная задача этого периода - затормозить патологический стереотип речи (судорожную речь).

Сопряженная речь (4-5 недель). На этом этапе идет отработка новых речевых стереотипов на облегченной форме речи.

Отраженная речь (4-5 недель). В этот период, как и на следующих этапах, совершенствуется плавная бессудорожная речь.

Вопросно-ответная речь. Этот этап работы делится на два подэтапа: период простых вопросов, когда вопрос строится так, чтобы ребенок мог ответить на него, используя слова, содержащиеся в вопросе (4-6 недель); и период «проблемных» вопросов, включающих в себя слова «почему», «зачем», «для чего» и т. п. (4-6 недель).

Самостоятельная речь (8-14 недель).

Продолжительность каждого из этапов работы здесь обусловлена тем, что дети находятся в условиях речевой группы детского сада в период с сентября по июнь.

Интересные игры и игровые приемы предложены для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской (1984), Е.Л.Пелленгер и Л.Н.Успенской (1995). Игры и игровые приемы соответствуют задачам последовательных этапов логопедических занятий с детьми и способствуют обучению релаксации; проведению режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы; свободному речевому общению.

В ряде дошкольных учреждений при исправлении речи заикающихся применяется система, разработанная в лаборатории логопедии Института дефектологии (Мещерская Л.Н., 1988), построенная на материале программы ДОУ, но с самого начала предполагающая пользование самостоятельной связной речью. Постепенно самостоятельная речь усложняется за счет уменьшения наглядного содержания. В процессе работы используются дидактические игры и элементы ручной деятельности.

Большой интерес представляет система коррекции заикания, предложенная Л.З.Арутюнян (1993). Особенностью методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. И хотя эта методика первоначально создавалась для коррекционной работы с подростками и взрослыми, но «год от года все большее число логопедов применяет в работе с дошкольниками эту методику» (Яковлев С.Б., 1999). Логопедическая и коррекционно-воспитательная работа включает в себя следующие этапы:

Подготовительный этап (6 недель). Задачи этого этапа следующие: обследование детей; проведение режима ограничения речи в целях дестабилизации устойчивого патологического состояния; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; обучение приемам релаксации; развитие диафрагмального дыхания; обучение мягкой атаке голоса; развитие ритмико-интонационной стороны речи.

Этап синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки (7-8 недель). На данном этапе перед логопедом стоят следующие задачи: формирование нового речедвигательного навыка («речь должна пройти через руку»); продолжение работы, начатой на подготовительном этапе, по развитию обшей, ручной, артикуляционной моторики, голоса, дыхания, просодических компонентов речи; продолжение работы по нормализации мышечного тонуса.

Этап автоматизации нового речедвигательного навыка у детей (6 месяцев), состоящий из двух подэтапов:

- первичного закрепления нового речедвигательного навыка на речевом материале различной сложности, по принципу «от простого к сложному», продолжается работа по реализации задач предыдущего этапа;

- закрепления нового речедвигательного навыка в самостоятельной речи. На этом этапе автоматизация протекает в процессе усвоения программного материала, в условиях естественного общения детей (общение детей с сотрудниками детского сада в ходе экскурсий по учреждению; выступление перед детьми других групп на детских праздниках, концертах; посещение детьми школы, поликлиники, магазинов как с педагогами, так и с родителями).

Методика В.И.Селиверстова (2000), рассчитана для логопедической работу с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). Автор исходит из принципа, что единой для всех заикающихся системы речевых упражнений быть не может, так как клиника заикания различна. Особое внимание автор уделяет связи логопедической работы с задачами воспитания и общего развития заикающихся детей. Обращается внимание на необходимость использования технических средств в коррекционной работе с заикающимися.

Подводя итог обзора литературы, следует отметить, что само многообразие методик свидетельствует о сложности проблемы и, к сожалению, о весьма высоком проценте неудовлетворительных результатов лечения заикания. Современные методы и приемы устранения заикания нередко недостаточно патогенетически обоснованы, что приводит к низким результатам коррекционной работы. В подходе к использованию тех или иных приемов наблюдаются противоречия, отсутствует единый методологический подход.