05.09.2010 7274

Роль и место ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников

 

Как одно из средств музыкально-двигательного воспитания в специальных дошкольных учреждениях применяются занятия ритмикой. Уже в 20-е годы в нашей стране начала разрабатываться система ритмического воспитания, специфическая для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ, институтов, а также учебных заведений. Отечественные специалисты по ритмике особое внимание уделяли подбору высокохудожественного репертуара для занятий.

Ритмика (музыкально-ритмические движения) - это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, сюжетно-образные движения используются как средство более глубокого её восприятия. В создании системы ритмики для детей участвовали многие отечественные авторы.

Однако все они обуславливают занятия ритмикой музыкальным содержанием, движения рассматриваются как средство выражения эмоций связанных с музыкальным образом. Такого же положения придерживается Л.М.Теплов, который считает, что центром занятий ритмикой должна быть ритмика. «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений, - писал Л.M. Теплов, - как только музыка выступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, музыкальный смысл этих занятий исчезает».

На сегодняшний день музыкально-двигательное воспитание включает в себя ритмику, ритмическую гимнастику, танцевальные движения современных и народных танцев и пр. В последнее время одним из наиболее популярных средств этого раздела в физической культуре стала ритмическая гимнастика и разработано большое количество программ и методик по использованию её для детей дошкольного возраста

Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Программа по ритмической гимнастике, базирующаяся на учёте возрастных особенностей детей дошкольного возраста, повышает процесс физического воспитания в детских садах и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и улучшение показателей физической подготовленности детей дошкольников. Выполнение движений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов спорта с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма, и как показывает практика, ритмическая гимнастика доступна даже 3-х летним детям, а дети 6-7 лет способны четко, качественно, красиво выполнять движения, менять их характер в соответствии с режимом и темпом музыки.

На первый план здесь выходят проблемы физического воспитания, направленные на укрепление детского организма, способствующие полноценному физическому и психическому развитию. В ходе последних исследований, проведенных в этой области, было выявлено, что программа по физическому воспитанию дошкольников, основанная на ритмической гимнастике сюжетно-ролевой направленности, создает предпосылки для всестороннего и гармонического воспитания личности на основе интегрального развития как двигательных, так и интеллектуальных способностей детей. Установлено, что в ходе использования средств ритмической гимнастики с сюжетно-ролевой направленностью происходит опережающее развитие умственных способностей по отношению к двигательным.

В настоящее время в теории и практике адаптивного физического воспитания стали появляться работы о возможностях использования ритмической гимнастики в работе с детьми, имеющими различные отклонения от возрастной нормы.

Так в работе Е.В.Чернобыльской получены результаты воздействия методики ритмической гимнастики в физическом воспитании слепых и слабовидящих детей, которые дают основание считать, что она применима для развития ритмических способностей, координации, точности движений указанной выше категории детей. А также достаточно эффективна при условии углубленного методического подхода и определения структуры содержания учебных занятий, направленных на комплексное развитие психических процессов и двигательных качеств. Занятие включает упражнения на умение ориентироваться в частях тела, в соотношении окружающих предметов; на тренировку зрительных функций глаза. Также сюда включены танцевальные элементы, ритмические упражнения, шаги и движения и пр.

Ритмическая гимнастика также применима при коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников, что экспериментально доказано улучшением физического развития, подготовленности детей, психомоторики и функционального состояния различных систем организма, и как следствие, коррекцией имеющихся отклонений в развитии у данной категории детей. На занятиях с глухими дошкольниками использовались как традиционная схема занятий, так и с сюжетной направленностью, что позволило повысить процесс запоминания и усвоения упражнений, эмоциональный фон и сформировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

В последние годы в теории и методике физического воспитания для специальных образовательных учреждений стали появляться данные об использовании ритмической гимнастики в качестве эффективного средства физического воспитания детей с отклонениями в психическом развитии.