18.11.2010 3238

Использование музыки на занятиях по курсу «Детская литература и фольклор» для студентов факультета «Педагогика

 

Данные учебно-методические материалы рассчитаны для семинарских занятий и выполнения письменных работ.

Сценарии проведения открытых занятий предлагают провести инсценирование детских произведений Вильгельма Гауфа, празднование проводов русской зимы, это значительно повышает интерес студентов к изучению классики детской литературы. Необходимость самостоятельной работы с литературой, формирование навыков, определили структуру и содержание учебно-методических материалов.

Ведъ еще великим Л. Бетховеным сказано: «Музыка должна высекать огонь из груди человека». А художественная  литература помогает воспитать духовно развитую личность, что особенно важно для студентов факультета «Педагогика».

«Человек должен родиться дважды, - писал Гегель, - один раз естественно, а затем духовно. Духовное есть любовь по своему существу».

Формирование музыкой духовности студента – основа занятия, его содержание, которое всегда будет иметь бесконечное разнообразно художественно- педагогического воплощения как бесконечно разнообразие в искусство и в жизни.

В современном мире гуманизм явился истокам концепции музыкального воспитания, разработанной Дмитрием Кабалевским, стал целью занятий музыкой и  начинает реально работать как ведущий критерий педагогического процесса.

Каждый словесник испытывает большие трудности, когда обращается к вопросу о взаимосвязях литературы и музыки. Эти трудности в значительной степени объясняются тем, что в литературе по эстетике конкретизируются теоретические понятия, как правило, с маленькими ссылками на примеры из музыки. Приведем сценарий занятия «Проводы русской зимы». Студентами заранее заучиваются стихи, песни, загадки, заклички, частушки, любимые песни-игры, готовится чай, пекутся русские блины, пироги.

Звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Выходит студент в зимнем полушубке, шапке.

Ах ты, зимушка-зима,

Ты холодная была,

Все дороги замела

Все дороги, все пути,

Не проехать, не пройти.

Хватит реки льдом ковать,

Лес морозить, птиц пугать.

Уймитись ветра полуночные

с морозами, метелями и вьюгами.

Издали доноситя песня:

Наша масленица годовая.

Она гостьюшка дорогая.

Она пению к нам не ходит

Всё на конях разъезжает.

Чтобы кони были вороные,

Чтобы слуги были молодые.

Звучит веселая музыка. Выходит студентка Масленица (на санях с соломенным чучелом).

Я гуляла с вами, теперь села в сани,

По лесам плясала, больная устала.

Масленица удаляется.

Студент:

Масленицу сжигаем,

Весну закликаем

Масленица – маслёнка,

Гостья загостилася,

С зимушкой простилася.

Затем расстилается хоницовая скатерть, кладется хлеб-соль или пирог, делается поклон.

Все:

Вот тебе, матушка Весна!

Хлеб да соль!

Приди весна с радостью!

С великой милостью.

Со льном высоким, с корнем глубоким,

С хлебом обильным, с урожаем богатым.

Появляется Весна – красивая девушка, наряжена в белый костюм. На голове венок и цветов. Впереди Лель – в руках свирель.

Лель: Весна – красна! На чем пришла! На чем приехала?

Весна:

На сошечке

Ой вы, красные девицы!

Ой вы, добры молодцы!

Загадаю я вам загадушки.

Отгадаете – будет радость вам.

Разцветут цветы все лазоревы.

Улыбнется вам красно солнышко.

1. Бел как мел,

С неба прилетел,

Зиму пролежал,

В землю убежал (Снег)

2. Кто всю ночь по крыше бьёт,

Да постукивает,

И бормочет и поёт

Убаюкивает? (Дождь)

3. Зелена, а не луч,

Бела, а не снег

Кудрява, а не голова. (Береза)

4. Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук –

Станет вдруг светло вокруг (Солнце)

Весна: А теперь честный народ, отведайте русских блинов даров Солнца. После этого можно предложить любимые игры, частушки:

Моя родная сестрица,

Блины печь мастерица!

Растворила на дрожжах –

Не удержить на вожжах.

В кадке новой растворила,

Два часа блины всходили

Напекла она поеств,

Сотни две, наверно, есть.

На поднее блины кладет.

И сама гостям несёт

Гости, дубьте вы здоровы,

Вот блины мои готовы.

С давних времен Масленица считалась самым веселым праздником. Она длилась неделю, перед великим постом. Священнослужители запрещали в эту пору есть мясо и другую скоромную пищу. Считалось грехом петь песни, веселиться.

Дорога наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький

Брови черные, наведенные

Шуба синяя, заплатки красные,

Лапти частые, головастые

Портянки белые, набеленные!

Народ любил Масленицу и величая разными словами: «веселая», «честная», «касаточка», «перепелочка». По мысли людей, в соломе таилась буйная сила растительности, которую люди желали передать полям на благо себе.

Одним из самых песенных поэтов был Сергей Есенин. В статье «Ключи Марин» читаем: «Орнамент – это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием». Большинство стихотворных произведений Есенина, хотя не именуются песней, удивительно песенные и напевные. Кроме них, нам хорошо знакомы Есенинские стихи-песни: «Песнь о Евпатии Коловрате», «Песнь о собаке», «Песнь старика-разбойника».

В автобиографии поэт отмечал, что стихи начал писать, подражая народным частушкам. Близки к ним своим лиризмам, строки из стихотворения «Темна ноченька, не спится».

На бугре береза – свечка

В лунных перьях серебра.

Выходи, моё сердечко,

Слушать песни гусляра!

Интерес к частушке у Есенина был большой. Убедителен пример: в московской газете «Голос трудового крестьянства» (1918 год) поэт опубликовал 107 частушек. Песенность – эмоциональная основа стиха С. Есенина. Образный строй его настолько близок песенным истокам, что отдельные произведения напоминают народные мелодии. Например, стихотворения «Хороша была Танюшка, краше не было в селе». Поэтическая работа Есенина тесно переплетена с его музыкальными впечатлениями. Он «обладал необычайным чувством ритма,  не нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их на рояле, видимо для самопроверки,  испытывая их на звук и на слух, а в конечном счете на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной» («Литературная Россия», 1970, 2 октября).

Поэзия Сергея Есенина завораживает нас своей необычной мелодичностью, красоту её понимают люди различных национальностей:

«Один из видных руководителей итальянского движения сопротивления Каламендрен рассказал в римском журнале «Меркурий» о случае, которого он был свидетелем: крестъяне – партизаны ночью у костра пели на свой народный мотив «Песнь о собаке» Сергея Есенина. Они, конечно, не знали автора песни и как до них достиг перевод её, неизвестно» (Есенин С., Т. 1. с-60.).

Есенин добивается музыкальности стиха различными средствами. Если в стихотворении «Колокол дремавший» преобладают звуковые образы, то в стихах «Ночь» - нас поражает обилие зрительных ассоциаций, создающих впечатление лунного сияния. Для более ясного понимания музыкальной стороны стихотворения Есенина приведены строки из стихотворения Полонского «Ночь» (романс на эти стихи поэта написал П.И. Чайковский):

Отчего я люблю тебя, светлая ночь?

Так люблю, что страдая, любуюсь тобой!

И за что я люблю тебя, тихая ночь?

Ты не мне, ты другим посылаешь покой… .

Стихотворное творчество Есенина пронизано лиризмом. Более двухсот музыкальных произведений написано  на стихи поэта. При этом отдельные стихотворения воплощены в музыке несколькими композиторами: «Береза» - семнадцатью, «Не жалею, не зову, не плачу» и «С добрым утром!» - десятью. Двадцать семь произведений написал Георгий Свиридов. Ему также принадлежит вокально симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина»,  написанная на стихи «Край ты мой заброшенный», «Поёт зима, аукает», «Я последний поэт деревни».

В творчестве немецкого классика Вильгельма Гауфа (1802-1827 гг) звучат восточные мелодии. В его волшебных сказках живут  джинны, калифы, визири и прекрасные пери. При изучении творчеста Гауфа на семинарских занятиях преподавателем может быть использован следующий сценарий сказки «Рассказ о калифе-смете». Звучит плавная восточная музыка.

Студенты к занятию готовят восточные украшения, халаты, различные шкатулки, преподаватель готовит доску, на которой записаны слова: Господин мой, великий визир, слушаюсь и повинуюсь, клянусь Меккой и Мединой, моя госпожа, волшебник Кашнур.

Сцена оформлена: Диван, подушки, слуги с опахалом.

Студент читает слова автора: Багдадский калиф Хасид благодушествовал однажды под вечер у себя на диване; он слегка вздремнул. Он курил длинную трубку розового цвета. Словам, ясно было, что калиф настроен превосходно. Именно в этот  час он бывал сговорчивее, потому что его великий визирь Монсор являлся к нему ежедневно в эту пору. Тут появляется визирь Монсор. Калиф – отчего у тебя такой озабоченный вид?

Монсор – Господин мой! Озабоченный ли у меня вид, я не знаю, но внизу перед домом стоит разносчик с такими прекрасными вещами, что меня досада берет, отчего у меня нет лишних денег. Выходит росносчик и кричит:

- Покупайте люди добрые, кому серьги, кому маниста, браслеты, лучших в мире украшения и далекой Мекки и Мадины!

Калиф купил в конце концов для себя и для Мансора красивые пистолеты, а для жены визиря – гребень.

Вдруг разносчик выдвинул ящик и вынул из него табакерку с черноватым порошкам и бумажку со странными письменами, которые не могли разобрать ни калиф, ни Монсор.

Группа сдудентов исполняют арабский танец.

Расносчик – я получил как-то эти предметы, от одного купца, который нашёл их на улице в Мекке, - я не знаю, что в них содержится: вам я уступлю их за самую низкую цену, мне-то ведь они ни к чему. Звучит восточная музыка, преподаватель задает вопросы:

1. Из какой сказки Гауфа взят этот отрывок?

2. Чем закончилась сказка?

3. Какова мораль данной сказки?

Далее появляется студентка, одетая в костюм сказочницы (красивое яркое платье). И произщносит слова:

- Если взрослые, обольщенные Модой, пренебрегут мною, я обращаюсь к детям, - вот поистине мои любимцы сама я часто слетала к ним, ласкала и целовала их, затевала с ними веселые игры. И подрастая, они все ещё любят меня, …

Заключительное слово преподавателя: Человек не знает, как сложится его жизнь, на каком повороте она оборвется, но Вильгельм Гауф жил так, как будто знал, что умрет двадцати пяти лет. Он написал не только сказки, лучшие из которых заняли видное место в мировом литературе. В 1825 году одно за другим выходят три его крупных произведения: «Извлечения из мемуаров Сатаны», роман «Человек с луны», альманах, представляющий собою собрание сказок.

Почти всё творчество Александра Блока музыкально. Справедливо отмечают исследователи, что у Блока «вся и все» поют – и девушка, и вьюга, и свирель, и ночь. Музыкальная эрудиция помогла Александру Александровичу воспринимать красоту и искренность простой русской песни: «Коробейники» поются с какой-то тайной грустью. Особенно – «Цены сам платил немалые, не торгуйся, не скупись…»

Стихи Блока переполнены музыкальными ассоциациями, они не читаются, а словно поются:

         Не соловей – то скрипка пела,

         Когда же оборвалась струна,

         Кругом рыдала и звенела,

         Как в вешней роще, тишине.

         Как там, в рыдающие звуки

         Вступала майская гроза.

О насыщенности блоковской поэзии музыкой говорят названия произведений: «Пляски осенние», «Голоса окрипок», «Соловьиный сад». В поэзии Блока звучат голоса родной природы. Звукопись реально передает раскаты грома, пение птиц, ветра. Поэта особенно привлекает мелодичность снежных далей, зимних вьюг. Полон звуковых красок цикл «Снежная маска».

         Ты услышиль о белой пристани

         Отдаленные рога.

         Ты поймешь растущий издали

         Зов, закованный в снега.

         («Последний путь»)

Для поэмы «Возмездие» характерен лейтмотив – мазурка. На это обращал внимание сам поэт: «Вся поэма должна сопровождаться определенным лейтмотивом, возмездия»; этот лейтмотив есть мазурка, танец, который носил на своих крыльях Марину, мечтавшую о русском престоне…  В первой главе этот танец легко доносится из окна какой-то петербургской квартиры – глухие 70-е годи; во второй главе танец гремит на балу, смешиваясь со звоном офицерских шпор; наконец, в третьей главе мазурка разгулялась. Она звенит в снежной вьюге… «В добавлении к сказанному хочется вспомнить слова Ференца Листа: «Сколько в этом танце гордости, нежности и вызова. В Польше мазурка – не только танец. Она – род национальный поэмы, назначение которей – передать пламень патриотических чувств под прозрачным покровом народной мелодии».

Часто можно наблюдать, как Блок звучание стиха приближает к звукам музыкальных инструментов. Любимым из них была скрипка:

         Зачем же в ясный час торжеств

         Ты злишься, мой смычок визгливый,

         Врываясь в мировой оркестр

         Отдельной песней торопливой? («Голоса скрипок»)

В настоящее время насчитывается более пятисот произведений, созданных 115 композиторами на стихи и сюжеты А. Блока. Из крупных музыкальных полотен известны кантата Ю. Шапорина «На поле Куликовом», хореографический спектакль Б. Тищенко «Двенадцать», «Я не знаю высшего музыкального наслаждения вне самой музыки, чем слушание стихов Блока, - писал академик Б. Асафьев».

Каждое художественное произведение, вышедшее из-под пера писателя, отражает определенный исторический период.

Студенты должны правильно понять слова Стендаля: «Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко». Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой. Следует выбирать из них те, где ярко очерчены звуковые образы, доступные студентам.