12.02.2010 11605

Нарушения фонематического строя в структуре дисграфии

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.


Для правильного письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса различения и выбора фонем. При нарушении какого-либо звена (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания, что проявляется в заменах букв на письме (О.Л. Жильцова , 1965).

О механизмах нарушений фонематического строя в структуре дисграфии не существует единого мнения. Это обусловлено сложностью процесса фонемного распознавания.

О.А. Токарева (1969) считает, что в основе замен букв, обозначающих фонетически близкие звуки, лежит нечеткость слухового восприятия, неточность слуховой дифференциации звуков. И это не случайно, т.к. для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи (в процессе письма для правильного различения и выборе фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смысло-различительными). С другой стороны, в процессе письма дифференциация звуков, выбор фонем осуществляются на основе следовой деятельности, слуховых образов, по представлению. Вследствие нечеткости слуховых представлений о фонетически близких звуках выбор той или иной фонемы затруднен, следствием чего являются замены букв на письме.

Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко (1979), которые исследовали нарушения письма у умственно отсталых детей, связывают замены букв с тем, что при фонемном распознавании дети опираются на артикуляторные признаки звуков и не используют при этом слуховой контроль.

В противоположность этим исследованиям Р. Беккер (1967) основным механизмом замен букв, обозначающих фонетически близкие звуки, считает трудности кинестетического анализа. Его исследования показывают, что дети с дисграфией недостаточно используют кинестетические ощущения (проговаривание) во время письма. Им мало помогает проговаривание как во время слухового диктанта, так и при самостоятельном письме.

Л.Ф. Спирова (1959, 1965), Р.Е. Левина (1968), связывают замены букв на письме с фонематическим недоразвитием, с несформированностыо представлений о фонеме, с нарушением операции выбора фонемы.

Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв, либо слогов. Рассмотрим их кратко по работе И.Н. Садовниковой (1995).

Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки, «кичат» - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье -»дорве», брат - «бт», девочка - «девча», колокольчики - «калкочи».

По наблюдениям пропуску буквы и слога до некоторой степени способствуют следующие позиционные условия:

а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л)лакать, прилетае(т) только зимой, живу(т) дружно - в этом случае по норме орфоэпии произносится «живуд дружно» т.е. имеет место регрессивная ассимиляция;

б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), кузнечи(ки), ка(ра)ндаши, си(ди)т, ходи(ли), хруст(ит) и т.д.

Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан - «чунал», плюшевого «плюшегово», ковром - «корвом», на лугах - «нагалух», взъерошился - «зверошился» и др. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слова, заменяются прямым словом: он - «но», от школы -»то школы», из берегов - «зи берегов». В двухсложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима - «зиам», дети -»дейт». Наиболее часты перестановки в словах имеющих стечение согласных, например: двор- «довр», стер - «серт», брат - «барт» и т.д.

Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно проявляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.

Внешне с этими вставками сходны нижеследующие примеры, однако в них отмечается одна особенность: «вставленной» оказывается гласная, уже имеющая в составе слова, например: «дуружно», «в лесоко», «на речуку», «в укуклы». В отдельных случаях подобное повторение происходит с согласной: «гулямем», «сахахрный» и др. Подобная «вставка» есть, по мнению И.Н. Садовниковой (1995), отражение колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразилась одновременно и не замеченная ребенком ошибка и правильное написание. На это указывает всегда симметричное расположение вставленной буквы: ярече, на речуку, деверь. Диктуемое слово звучит доли секунды, ребенку сложно уловить мгновенное чередование фонем, их точную последовательность.

Если сравнить ошибки типа «Аавгуст», «дружено», «дуружно», можно убедиться, хотя все они формально подпадают под категорию «вставки», природа этих ошибок различна, а потому они требуют разных методов искоренения. Последний пример должен быть отнесен к разряду перестановок, и тогда школьника следует тренировать в анализе последовательности звуков в постепенно усложняющихся комплексах (слогах, словах, а во втором случае - уточнять проговаривание звукового состава слова.

В основе ошибок фонематического восприятия лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недефференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Применительно к письму мы в подобных случаях имеем смешение букв, что указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Обычно смешиваются следующие фонемы: звонкие и глухие парные согласные; лабиализованные гласные; заднеязычные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты.

Г.А. Каше (1971) также отмечает, что многие дети с дисграфией или с предрасположенностью к этому расстройству недостаточно четко дифференцируют на слух близкие по звучанию и произношению звуки. К этой категории относятся так называемые оппозиционные пары: глухие и звонкие, мягкие и твердые, шипящие и свистящие. Поскольку сам акт письма требует сначала разбиения слова на отдельные звуки, а затем их точной идентификации, подобные трудности дифференциации приводят к повторяющимся заменам парных согласных. Характерным признаком дисграфии является замена звуков, находящихся в сильной позиции, то есть ясно слышимых. Например, написанное слово «пелка» (белка) содержит дисграфическую ошибку, а слово «грип» (гриб) - нет. Разница заключается в том, что в последнем случае звук Б при произношении оглушается и слышится как П.

Персеверации, антиципации. Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции и носит соответственно название: персеверации (застревание) и антиципации (упреждение, предвосхищение) согласный, а реже гласный - заменяет вытесненную букву в слове. Приведем примеры персеверация в письме: а) в пределах слова: «магазим», «колхозниз»; б) в пределах словосочетаний: «у деда Модоза»; в) в пределах предложения: «Девочка кормила петуха и курм». Примеры антиципации в письме: а) в пределах слова: «на девевьях», «дод крышей»; 6) в пределах словосочетания, предложения: «Жукчат ручейки». «Жалобко замяукал котенок». Возможна персеверация и антиципация слога: «смутупали» - ступали, «спуспуклись»- спускались. В основе ошибок указанных двух видов лежит слабость дифференцированного торможения.

Таким образом, как отмечает И.Н. Садовникова (1995), для правильной трактовки специфических ошибок логопеду следует возможно более полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку при овладении письмом и которые не всегда обнаруживаются явственно. И при выборе наиболее целесообразных приемов коррекции логопед не может ограничиться формальной классификацией ошибок. Необходимо установить истоки ошибок с учетом всей совокупности специфических ошибок, характерных для каждого ученика.

А проводившиеся исследования Н.А. Никашиной (1965) показали, что устранение недостатков письма, связанных с фонетико-фонематическими отклонениями, в условиях общепринятой методики обучения русскому языку в школе происходит довольно редко, да и то в наиболее легких случаях. Как правило, оно требует применения специальных средств и методов, разработанных в логопедии.

Список литературы:
1. Беккер Р. Нарушение речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию // 5 научная сессия по дефектологии. - М., 1967. - С.44-49.
2. Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1965. - 26с.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1971. - 191с.
4. Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1965. - С.46-66.
5. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - 367с.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1993. – 256с.
7. Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. Сб. науч. тр. Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина - М., 1979. - С.85-98.
8. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1965. - С.33-45.
9. Спирова Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма. // Вопросы логопедии. / Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1959. - С.75-135.
10. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под. ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.190-212.

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломную работу по данной теме.