09.12.2010 2747

Русская вокальная лирика в обучении детей языку и литературе

 

Песня, которая «строить и жить помогает», «скучать не дает никогда», которую «любят и деревни, и сёла, и большие города» (В. Лебедев-Кумач; 1934), не только объединяет людей, сокращая путь к их сердцам, но и способствует эффективному обучению межкультурной коммуникации, преподаванию литературы, истории, стимулирует соизучение языка и культуры. В июне 2005 г. в США (Гейтесбург, пригород Вашингтона) прошла первая конференция по проблемам сохранения русского языка и русской культуры в Америке. Преподаватели и учащиеся более 120 частных русскоязычных школ, учебных центров и творческих студий заинтересованы в эффективном решении таких насущных вопросов, как сохранение русского языка и культуры в семье, использование современных технологий преподавания русского языка и литературы в негосударственных дошкольных и школьных учебных центрах и творческих студиях (РИА «Новости». 10 июня 2005 г.). В расписание уроков школ, гимназий и лицеев, участвовавших в конкурсе «Лучшие школы России», введены живопись, хореография и музыка (М.Мацкавичене. Равнение на подсолнухи//Труд. 20 мая 2005 г. - С.2.).

Лучшие поэты, прозаики, учёные, политики XIX в. не просто свидетельствовали любовь к русскому языку, национальной литературе и художественной культуре, но использовали в своих произведениях мотивы и образы народной культуры. Одним из первых собирателей русского фольклора был А.С.Пушкин. Вдохновленный им П.В.Киреевский составил сборник народных песен. Их примеру последовали Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, Н.М.Языков, В.И.Даль.

Составитель хрестоматии «Язык фольклора» (М.: Флинта, 2005) А.Т. Хроленко считает необходимой специальную филологическую дисциплину - лингвофольклористику. Рецензент Л.Позднякова называет хрестоматию уникальной и справедливо замечает, что «на фоне экспансии в язык иностранных слов и выражений как нельзя более важным является поддержание интереса к родному языку» (Л.Позднякова. Издана уникальная хрестоматия по языку фольклора// Известия. 5 августа 2005 г. - С.13.).

История русской песни литературного происхождения открывается творчеством поэтов-сентименталистов XVII в. И.И.Дмитриева и Ю.А.Нелединского-Мелецкого (Песни русских поэтов (конец ХVШ - начало ХХ века)/ Сост. А.Бихтер. - Л.: Художественная литература, 1973. - 256 с.). К началу XIX в. русская песня сложилась как жанр вокальной лирики, у истоков которой стояли А.А.Дельвиг, А.Ф.Мерзляков и Н.Г.Цыганов. Отечественная война 1812 г. дала мощный импульс общественному интересу к русскому фольклору, к народным истокам русской культуры. В литературных кругах дискутировался вопрос о развитии подлинно национальной поэзии, расцвет которой связывают с песенной лирикой А.В.Кольцова (1809-1842). Особенно полюбились его «Не шуми ты, рожь» (Не шуми ты, рожь,/Спелым колосом!/Ты не пой, косарь,/ Про широку степь!), «Последний поцелуй» (Обойми, поцелуй,/ Приголубь, приласкай,/ Ещё раз -поскорей - / Поцелуй горячей), «Хуторок» (За рекой, на горе,/Лес зелёный шумит;/Под горой, за рекой,/Хуторочек стоит). Музыку к названным стихам написали Ю.К.Арнольд (по совету В.Г. Белинского), М.А.Балакирев и С.Н.Нагаев (ещё при жизни поэта).

Декабристы широко использовали песню в революционной агитации, видя в фольклоре одно из средств демократизации культуры. Стихотворение «Смерть Ермака» (1821), ставшее популярной песней, К.Ф.Рылеев посвятил своему другу-декабристу П.А.Муханову (Ревела буря, дождь шумел,/Во мраке молнии блистали.../ В стране суровой и угрюмой,/ На диком бреге Иртыша/ Сидел Ермак, объятый думой). В солдатской среде на мотив украинской народной песни «Ой, гай, гай зелёненький» пели стихи К.Ф.Рылеева и А.А.Бестужева-Марлинского «Ах, тошно мне» (А до Бога высоко,/ До царя далеко,/ Да мы сами/ Ведь с усами,/ Так мотай себе на ус).

Ранняя лирика А.С.Пушкина вдохновила 27 композиторов только при жизни поэта. Особой популярностью по сей день пользуются «Чёрная шаль. Молдавская песня» (музыка А.Н.Верстовс-кого), «Узник» (мелодия 2 пол. XIX в. восходит к музыке А.А.Алябьева), «Зимний вечер» (в основе напева - музыка А.С.Даргомыжского) и, конечно, песня Земфиры «Старый муж, грозный муж» (поэма «Цыганы»), исполняемая сегодня чаще на музыку С.В.Рахманинова (опера «Алеко»).

Баллады В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, стихи Н.А.Некрасова, И.З.Сурикова, Л.Н.Трефолева, Д.Н.Садов-никова и многих других русских поэтов были положены на музыку выдающимися композиторами XIX в., что способствовало массовому распространению русской песни, интенсивному развитию всех жанров вокальной лирики - от элегии до студенческой песни. Далеко за пределы России вышла популярность су-риковской «Рябины» (Что стоишь, качаясь,/ Тонкая рябина), некрасовских «Коробейников» (Ой, полна, полна коробушка), бурлацкой песни А.А.Ольхина «Дубинушка» (Ой, дубинушка, ухнем!), цыганских песен А.А.Григорьева и «Чёрных очей» Е.П.Гребёнки (Очи чёрные, очи страстные!).

Дальняя дорога, песнь ямщика под однозвучный колокольчик, удалая тройка - лейтмотив русской культуры. П.А.Вяземский даже назвал своё стихотворение «Ещё тройка» (1834). Самая известная метафора Н.В.Гоголя - Русь-тройка: «И какой же русский не любит быстрой езды?.. и сам летишь, и всё летит... Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?..Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?» (Мёртвые души, т. 1, гл. 11). Словно летящая в небеса тройка - ключевой образ русской лаковой миниатюры (Палех, Федоскино). Одна из лучших дорожных и ямщицких песен - «Однозвучно гремит колокольчик» И.И.Макарова (1840; музыка А.А. Гурилёва).

Русская вокальная лирика XX в. откликалась на все важнейшие исторические события - революции, войны, ударные стройки, молодёжные движения, смену эпох и перемену участи. Мировую известность приобрели «Священная война» В.Лебедева-Кумача (музыка А.Александрова) и «Катюша» М.Исаковского (музыка М.Блантера). Знаковыми стали «Тёмная ночь» В.Агатова (музыка Н.Богословского) и называемое в народе «Землянкой» стихотворение А.Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь» (музыка К.Листова). Неподражаемый голос Марка Бернеса сделал вечно живыми «Серёжку с Малой Бронной/ И Витьку с Моховой» (Е.М.Винокуров. «В полях за Вислой сонной») и всех солдат, которые «не в землю нашу полегли когда-то,/ А превратились в белых журавлей» (Р.Гамзатов).

Авторская (бардовская) песня получила столь безоговорочное признание и широкое распространение, что является объектом лингвистических исследований, философских размышлений и культурологических эссе. Песни Б.Окуджавы, В.Высоцкого и Ю.Визбора стали «паролем» для «шестидесятников» и критерием для последующих поколений:

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и ещё -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда - наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор.

Я не люблю уверенности сытой -Уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, что слово честь забыто И что в чести наветы за глаза.

Я не люблю себя, когда я трушу, Досадно мне, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более - когда в нее плюют (В. Высоцкий. «Я не люблю». 1969) (В.Высоцкий. Четыре четверти пути. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - С.159-160.).

Русская песенная лирика - интересный, богатый и красивый текстовой материал, который дополняет, разнообразит, обогащает программные и факультативные занятия по русскому языку, литературе, истории и лингвокультурологии. Вокальная лирика может иллюстрировать грамматические сведения в планируемых учебниках русского языка, быть действенным практическим материалом в сборниках упражнений и хрестоматиях.