12.02.2010 15417

Нарушения лексики у детей с моторной алалией

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.


По определению Б.М. Гриншпуна (1979, с.87), «моторная алалия - системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций».

Формирование лексической системы у детей с моторной алалией характеризуется специфическими особенностями (М. Брыла, 1989; В.К. Воробьева, 1973, 1983; Г.В. Гуровец, 1973; А.С. Завгородняя, 1973; В.А. Ковшиков, 1985, 1994 и др.). Словарный запас у детей беден, что выражается как в незнании детьми многих слов и оборотов, так и в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить известные слова. Для данной категории детей характерно большое различие между объемом пассивного и активного словаря. Пассивный словарный запас более сохранен и в большей степени приближен к норме; объем активного словаря значительно меньше, чем у детей с нормальным речевым развитием. У этих детей особенно значительно страдает предикативный словарь.

Часто в речи детей с моторной алалией слова употребляются в другом значении, не соответствующем общепринятому значению. Эти дети нередко используют одно слово для обозначения разных предметов. Этим фактом объясняется сниженный по сравнению с нормой объем словаря у этих детей.

Таким образом, количественная характеристика словарного запаса тесно связана с ее качественной стороной. Однако наиболее существенными являются качественные особенности словаря детей, страдающих моторной алалией.

Наличие слова в словарном запасе ребенка не всегда обеспечивает адекватность его употребления в речи. У детей с моторной алалией отмечаются специфические ошибки в виде замещений нужного названия другим словом, искажений слов, использования неправильных грамматических форм слова и др. Все подобные ошибки (случаи неправильного использования слов с речи) Л.Ф. Спирова (1980) разделяет на три группы: 1) фонетические; 2) лексические; 3) грамматические. К лексическим ошибкам автор относит все случаи неверного употребления слова по значению. В этой группе Л.Ф. Спирова выделяет следующие типы: 1) замены одного названия другим на основе их смыслового сближения, 2) употребление слова в неправильной грамматической форме, 3) полное отсутствие умения назвать слово, отказ от выполнения задания.

Наиболее значительное место среди общего числа ошибок занимают случаи замены одного названия другим при назывании отдельных предметов или при построении высказывания. Вербальные парафазии осуществляются, как правило, по семантическому или фонетическому сходству. Причем ребенок, не располагающий достаточным запасом слов, чаще делает замены на основе смысловой близости слов. Чаще в речи детей с моторной алалией наблюдаются замены существительных, так как эти дети раньше усваивают существительные, в то время как при овладении предикативным словарем отмечаются большие трудности. При исследовании предикативного словаря детей наблюдается большое количество вербальных парафазии. В ряде случаев глаголы и существительные смешиваются в сознании ребенка и не дифференцируются.

Широкая распространенность данной группы ошибок свидетельствует об очень медленном протекании процесса выделения в слове составляющих его значимых единиц - морфем (приставок, суффиксов, окончаний) у детей с моторной алалией. Усвоив лексическое значение слова, ребенок не приобщает к нему грамматическое значение.

Указанные трудности находятся в тесной связи с уровнем развития речи детей: чем ниже уровень речевого развития, тем большее количество замен встречается в речи детей, а слова-заместители в меньшей мере подходят по смыслу к заменяемым.

Наличие таких ошибок в речи детей данной категории позволяет сделать вывод о замедленном темпе становления такой важной функции слова, как обобщение и отвлечение.

У детей с моторной алалией отмечаются трудности поиска нужного слова (В.К. Воробьева, 1973, 1983; Б.М. Гриншпун, 1979; В.А. Ковшиков, 1985, 1994; Л.Ф. Спирова, 1980 и др.). По мнению Л.Ф. Спировой (1980), поиск слова сводится часто всего к перебору слов, к замене искомого слова последовательным рядом других слов. При этом наблюдаются два пути поиска: 1) ребенок, опираясь на имеющийся у него эталон, перебирает всплывающие в его сознании близкие по звучанию слова: «кассир - кассиршик - косаршик (косарь)»; 2) поступательное развитие дифференциации значений слов: «паук идет по паутине - паук делает паутину - паук вьет паутину - паук плетется по паутине (паук плетет паутину). Когда нормы использования слова оказываются недостаточно усвоенными детьми, при назывании предметов, действий, качеств у детей в сознании всплывает ряд слов (чаще всего одной семантической группы), который является для них равнозначным, что и приводит к недифференцированному пользованию словами.

В.А. Ковшиков отмечает (1985), что у детей с алалией наблюдаются нарушения актуализации слов у детей, подчеркивает резкое расхождение между достаточно сохранными понятиями и возможностью актуализации слов. В ходе исследования, проведенного автором, выявлен у детей с алалией более длительный латентный период, чем у детей без речевой патологии, замены и отсутствие слов, а также значительное число пауз при ответах, что обусловлено нарушениями поиска слова.

В работе В.К. Воробьевой и Б.М. Гриншпуна (1979) с учетом особенностей развития словаря выделены две группы детей с алалией: к первой относятся дети, затрудняющиеся в назывании отдельных предметов или их изображений: ко второй - дети, которые справляются с заданием на называние предмета, но испытывают трудности при выполнении заданий, требующих развернутого высказывания. По мнению авторов, механизм нарушения актуализации слов у детей первой группы проявляется в несформированности предметной отнесенности слова, непрочности ассоциативных связей, а также в нарушении вербальной памяти. У детей второй группы нарушения обусловлены дефектами механизма поиска слова, что связано с несформированностью значений слов и системы словесных связей. Таким образом, у детей с моторной алалией значения слов диффузны, смысловые связи ограничены или не сформированы, парадигматические и синтагматические связи слов часто оказываются случайными и немногомерными, т.е. лексические единицы у детей данной категории отличаются бессистемностью, неупорядоченностью, что вызывает существенные затруднения в процессе поиска слова.

Исследование В.К. Воробьевой (1983), посвященное анализу структуры семантических полей у школьников с алалией, указывает на количественное ограничение словесных связей, и, соответственно, «малый» объем семантического поля; случайные, семантически немотивированные группировки слов, на основе чего автор делает вывод о несформированности системы парадигматических противопоставлений, об изолированности слова, что затрудняет формирование семантических полей у детей с моторной алалией.

Г.В. Гуровец (1973), обследовав детей с моторной алалией при помощи свободного ассоциативного эксперимента, отмечает, что у этих детей наблюдаются значительные затруднения в самостоятельном формировании речевых ассоциаций, эхолаличные повторения слов-стимулов, называние окружающих предметов (слова-ответы не составляли со стимулом ядерных групп), ответы целой фразой. Наблюдались трудности переключения с одного слова на другое, большой латентный период. Проведенное исследование свидетельствует, что у детей с моторной алалией ограничен словарный запас, ответная речевая реакция затруднена, нет активного пользования словарем, абстрагирования слова от конкретного предмета, отмечается недостаточность установления словесных ассоциаций, в ряде случаев невозможность формирования речевых ассоциаций.

Дети с моторной алалией усваивают слово чаще всего в одном значении, реже - в нескольких, причем без осознания смысловой общности между многообразием его значений, что обуславливает ограниченность случаев использования слова, трудности оперирования словом в различных контекстах.

В целом, словарь детей с моторной алалией характеризуется диффузностью и неточностью структуры значения слова, замедленностью усвоения значения слова, бедностью и неточностью словаря, большим количеством вербальных парафазии, трудностями актуализации слова.

Список литературы:
1. Брыла М. Состояние вопроса о методах формирования лексической стороны речи у детей с экспрессивной алалией. // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. - Л., 1989. – С.33-37.
2. Воробьева В.К. Лексико-семантические особенности речи детей с алалией. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М., 1973. – С.176-186.
3. Воробьева В.К. Сопоставительный анализ структуры семантических полей учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. // Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей. - М., 1983. – С.162.
4. Гриншпун Б.М., Воробьева В.К. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией. // Тезисы докладов VIII научной конференции по дефектологии. - М., 1979. – С.87-92.
5. Гуровец Г.В. Использование ассоциативного эксперимента при обследовании детей с моторной алалией. // Нарушения речи и голоса в детском возрасте. / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М., 1973. – С.47-48.
6. Завгородняя А.С. К вопросу о формировании словаря у дошкольников, страдающих моторной алалией. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте./ Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. - М., 1973. – С.100-105.
7. Ковшиков В.А. Нарушение актуализации слов у детей с экспрессивной алалией. // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. - М., 1985. – С.3-10.
8. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. - СПб., 1994.
9. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М., 1951.
10. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981.
11. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980.
12. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. // Патология речи: Ученые записки МГПИ. - М., 1971. - Т.406. – С.30-62.

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной теме.