17.08.2010 17176

Методика исследования грамматического строя речи у дошкольников (Исследование грамматического структурирования)

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

I. Исследование грамматического структурирования на уровне предложения

1. Составление предложений из слов в начальной форме.

С целью исследования возможностей детей моделировать структуру предложения из определенного лексического материала, правильно выбирать форму этих слов из парадигматического ряда предлагаются дифференцированные задания на составление предложений из слов в начальной форме. Эти задания предлагаются в различных вариантах. Для определения возможностей правильного расположения слов в предложении используется различный порядок исходных существительных и глаголов. В одних заданиях слова даются в той же последовательности, в какой они воспроизводятся в предложении. В других заданиях порядок предъявляемых слов не соответствует их последовательности в предложении.

В заданиях этой серии ставится и задача определения возможностей структурирования различных типов предложения (например: Мальчик открывает дверь. Дети гуляют на улице. Мальчик рубит дрова топором. Бабушка дает внучке яблоко. Мама купила Пете большой шар.).

Для выявления роли отдельных членов предложения и отдельных частей речи в структурировании предложения даются задания с измененной формой либо глагола, либо существительного. В начале предложения ставится либо подлежащее, либо сказуемое, либо второстепенный член предложения (например: Карандаш рисовать девочка. Сидеть синичка на ветке. Яблоко бабушка внучка дает.).

Материалом исследования служат следующие серии слов:

а) порядок слов не изменен, глагол дается в правильной форме, существительное - в начальной форме: Девочка одевает кукла. Света гуляет собака. На кукла красный бант;

б) изменен порядок слов, глагол дается в правильной форме, а существительное - в начальной форме: Карандаш рисует девочка. Щиплет коза трава. Яблоко бабушка внучка дает;

в) порядок слов не изменен, изменена форма глагола, существительные даны в правильной форме: Мальчик открывать дверь. Мальчик гулять на улице. Ребята купаться в реке;

г) порядок слов изменен, изменена форма глагола, существительные даны в правильной форме: Рыбу ловить мальчики. Сидеть синичка на ветке. Лечить доктор детей;

д) порядок слов не изменен, все слова даются в начальной форме: В сад расти вишня. Мальчик рубить дрова топор. Миша дать собака большая кость;

е) порядок слов изменен, все слова даны в начальной форме: Ехать по улица машина. Писать ручка девочка. Петя купить шар большой мама.

Процедура и инструкция. В начале эксперимента ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я буду называть слова предложения. А ты из этих слов составь правильное предложение. Порядок слов можно менять. Девочка, одевает, кукла. Скажи правильное предложение». И т. д.

2. Добавление пропущенных слов предложения.

Материалом служат следующие предложения с пропущенными словами:

а) с пропущенным глагольным сказуемым: Мальчик... дрова топором. Мама ... вкусную пищу. Грачи ... гнезда на деревьях;

б) с пропущенным дополнением: Лиса убежала в .... Девочка гладит .... Бабушка дает ленту . . . ;

в) с пропущенными предлогами: Книга лежит … столе. Лена наливает чай … кружку. Почки распустились ... деревьях. Медведь спит зимой ... берлоге. Листья шумят ... ветра. Чайки летят ... водой. Ботинки стоят ... стулом.

Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Я буду говорить тебе предложение с пропущенным словом. А ты внимательно слушай. Добавь про себя слово и скажи это предложение полностью». Место пропущенного слова обозначалось паузой в-середине предложения или интонацией незаконченности в конце предложения.

3. Повторение предложений.

Материал исследования включает предложения с различной глубинно-семантической и поверхностной структурой. Основанием для включения этого задания в методику исследования является экспериментально доказанное положение о том, что ребенок может повторить только ту структуру предложения, которой владеет в речи.

Можно предложить следующие предложения: Наступила осень. Расцвели цветы. Лошадь везет сено. Птичка свила гнездо. Девочка гладит утюгом. Из гнезда вылетела ласточка. В саду много груш. В лесу растут сосны. Ярко светит солнце. Белая береза склонилась от ветра. В саду было много красных яблок. Над водой летали белые чайки. Земля покрыта белым снегом. Земля освещается солнцем. К вечеру сильно подморозило. Дом нарисован девочкой. Письмо написано сестрой. Крепко спит медведь под снегом. Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал там себе берлогу. Наступила зима, и выпал пушистый снег. Петя сказал, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. Школа, в которой учился Сережа, была далеко от его дома. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Мы подошли к большому домуг который стоял на берегу реки.

Процедура исследования. В начале исследования ребенку дается инструкция: «Я буду говорить предложения. А ты внимательно послушай каждое предложение и повтори».

4. Верификация предложении.

Материалом служат предложения с неправильными формами слов (неправильными падежными окончаниями, предлогами, неверным согласованием существительного и прилагательного, существительного и глагола, неадекватным употреблением возвратных глаголов, страдательных оборотов), а также аналогичные правильные предложения.

Неправильные предложения: Девочка гладит утюга. Мальчик умывается лицо. Земля покрыла белым снегом. Дом нарисовала девочкой. Письмо написано сестра. Деревья шумят от ветром. Какая сильный дождь. У Нины большая яблоко. Березки склонили от ветра. Солнце освещается землей. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. В лесу много ягодой. В саду пахли сиренью. На море плывут корабль.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор говорит ребенку: «Я буду называть тебе правильные и неправильные предложения. А ты внимательно слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно». После воспроизведения предложения задаются следующие вопросы: «Правильно я сказала? А как сказать правильно? Какое слово я сказала неправильно?»

II. Исследование грамматического структурирования на уровне словосочетания

1. Понимание и употребление предложно-падежных конструкций.

Материалом исследования являются картинки с изображениями двух предметов в различных пространственных соотношениях: ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под станом, ложка за стаканом, ложка перед стаканом; щетка на тумбочке, щетка под тумбочкой, щетка около тумбочки. Используются также реальные предметы: карандаш и книга.

а) Понимание предложно-падежных конструкций. Процедура и инструкция. Исследование проводится с использованием двух видов заданий.

Задание 1. Ребенку предлагается показать картинку. Дается инструкция типа: «Покажи, где ложка в стакане? Где ложка на стакане?»

Задание 2. Ребенку предлагается выполнить действие. Даются следующие инструкции: «Положи карандаш в книгу, на книгу, под книгу, перед книгой, за книгу, около книги и др.», «Возьми карандаш с книги, из книги, из-под книги».

б) Употребление предложно-падежных конструкций.

Процедура и инструкция. Исследование также проводится с использованием двух видов заданий.

Задание 1. Предлагается назвать, где находится предмет, изображенный на картинке. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию типа: «Где находится ложка?»

Задание 2. Оречевление действий. В начале исследования экспериментатор выполняет действие (кладет карандаш в книгу, на книгу, под книгу, перед книгой; за книгой, около книги; берет карандаш с книги, из книги, из-под книги). После показа действия дается инструкция типа: «Скажи, куда я положила карандаш?» или «Откуда я взяла карандаш?»

2. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Материал исследования: картинки, изображающие один и несколько предметов (перо - перья, груша - груши, щетка - щетки, улей - ульи, дом - дома, дерево - деревья, расческа - расчески, пионер - пионеры, белка - белки, оса - осы, мальчик - мальчики).

а) Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Детям предлагается показать картинки: «Покажи, где перо? А где перья?»

б) Дифференциация в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и предлагает назвать предмет или предметы, изображенные на картинке («Скажи, это что?» или «Это кто?»).

3. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Материал исследования: 10 картинок (перья, груши, щетки, ульи, деревья, расчески, пионеры, белки, осы, мальчики).

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и дает следующую инструкцию: «Скажи, здесь много чего?»

4. Употребление существительных дательного падежа множественного числа.

Материал исследования: картинки, изображающие, например, парты, столы, елки и другие деревья.

Процедура и инструкция. Перед ребенком последовательно выкладываются картинки. По картинке дается инструкция типа: «Представь, что впереди тебя стоят столы и ты подходишь к ним. Как ты скажешь? Я подхожу к чему? Дополни предложение: Я подхожу к .... А если впереди тебя растут деревья, то как ты скажешь? Я подхожу к чему?»

5. Употребление существительных творительного падежа множественного числа.

Материалом исследования могут служить картинки: дома, поля, березы и другие деревья.

Процедура и инструкция. Перед ребенком поочередно выкладываются картинки. Дается следующая инструкция: «Представь, что ты летишь на самолете и смотришь в окно. А внизу ты видишь дома, поля, леса, березы и другие деревья. Если ты увидишь дома, то как ты скажешь? Самолет летит над чем?» и т.д.

6. Употребление существительных предложного падежа множественного числа.

Материалом исследования служат слова и картинки: крыши, деревья, провода, дороги.

Процедура и инструкция. Экспериментатор говорит ребенку: «Когда на улице зима, идет снег. Снег покрывает крыши, деревья, провода, дороги. Если крыши в снегу, то как ты скажешь? Снег лежит на чем?»

7. Согласование существительного и прилагательного в роде и числе.

Материалом исследования служат следующие картинки: красное платье, красный шарф, красная кофта, красные весы; синее ведро, синий шар, синяя тетрадь, синие вещи; кожаное пальто, кожаный портфель, кожаная сумка, кожаные перчатки.

а) Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладывается серия картинок с изображением предметов одного цвета. Дается инструкция: «Я буду называть цвет предмета, а ты догадайся, о каком предмете я говорю, и покажи его на картинке. Красное... Покажи картинку». И т. д.

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку картинки с изображением предметов одного цвета. Дается инструкция: «Назови цвет этих предметов, какие они?» Экспериментатор показывает предмет, называет его: «Шарф, какой он? ... платье .. . весы». И т.д.

8. Согласование существительного и прилагательного в родительном падеже множественного числа.

Материалом исследования являются картинки: в вазе большие яблоки, на земле много желтых листьев.

Процедура и инструкция. Экспериментатор кладет перед ребенком первую картинку и говорит: «В вазе лежат большие яблоки. А как можно сказать по-другому? В вазе много чего? Если ребенок дает только форму существительного, задается вопрос: «Каких яблок?» И т. д.

9. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.

Материал исследования: картинки с изображением действий одного или нескольких людей (Мальчик вытирает. Дети вытирают. Девочка убирает. Дети убирают. Девочка катается на санках. Дети катаются на санках. Мальчик стоит. Мальчики стоят).

а) Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию типа: «Покажи, где вытирают? А где вытирает?»

б) Дифференциация в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию типа: «Назови, что делает мальчик? Что делают мальчики?».

10. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Материалом исследования служат картинки: Мальчик упал. Девочка упала. Дерево упало.

а) Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор раскладывает указанную серию картинок и дает следующую инструкцию: «Покажи, кто упал, кто упала, где упало».

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Мальчика и девочку зовут одинаково - Женя. Я буду показывать картинку, а ты будешь говорить, что делает Женя, Женя упал или Женя упала, и дополнять предложение». Экспериментатор показывает картинку и говорит: «Женя...» В случае затруднений даются для выбора две формы: «Женя упал или упала?»

11. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида.

Материал исследования: картинки (Девочка моет руки. Девочка вымыла руки. Девочка одевается. Девочка оделась. Мальчик рисует. Мальчик нарисовал. Мальчик лезет. Мальчик залез. Девочка сажает. Девочка посадила.).

а) Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть парные картинки, например, «девочка моет руки», «девочка вымыла руки». Затем дается инструкция: «Покажи, где девочка моет руки? Где девочка вымыла руки?»

б) Дифференциация в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются две парные картинки, например, «девочка одевается» и «девочка оделась». Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Что делает девочка?» или «Что сделала девочка?»

12. Понимание и употребление возвратных глаголов.

Материалом исследования являются картинки с обозначением действий (Мальчик прячет машинку. Мальчик прячется за стулом. Девочка причесывает сестренку. Девочка причесывается. Мальчик одевается. Девочка одевает сестренку. Мальчик вытирает доску. Девочка вытирается полотенцем.).

а) Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает ребенку парные картинки, например, «мальчик прячет» и «мальчик прячется». Дается следующая инструкция: «Здесь кто-то прячет, а кто-то прячется. Покажи, кто прячет? А кто прячется?»

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются парные картинки, например, «девочка причесывает» и «девочка причесывается». Дается следующая инструкция: «На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? Л что делает эта девочка?» В случае затруднений предлагаются обе формы: «Девочка причесывает или причесывается?»

13. Дифференциация глаголов с различными приставками.

Материал исследования: картинки, изображающие различные действия (Дети входят. Дети выходят. Мальчик открывает дверь. Мальчик закрывает дверь. Птичка влетает. Птичка вылетает из клетки. Мальчик наливает воду. Мальчик выливает воду.).

а) Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются парные картинки, например, «мальчик открывает дверь» и «мальчик закрывает дверь». Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Покажи картинку, на которой мальчик открывает дверь? А где мальчик закрывает дверь?»

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор раскладывает перед ребенком две парные картинки, например, «дети входят» и «дети выходят», показывает одну из картинок и задает вопрос: «Что делают дети?» В случае затруднений экспериментатор предлагает два глагола, из которых надо выбрать правильный глагол: «Посмотри еще раз на картинку и скажи, дети входят или выходят».

III. Исследование словообразования

1. Исследование понимания и употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Материалом исследования служат картинки: машина - машинка, банка - баночка, шкаф - шкафчик, корзинка - корзиночка, кружка - кружечка.

а) Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор рас-кладывает перед ребенком парные картинки, например, «машину» и «машинку» и дает следующую инструкцию: «Покажи, где машина? А где машинка?»

б) Дифференциация в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются парные картинки с изображением большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает предмет и задает вопрос: «Это что?» При затруднениях у ребенка экспериментатор осуществляет помощь следующим образом: «Машина - это большая, а как назвать ласково одним словом маленькую машину?».

2. Образование названий детенышей животных.

Материал исследования: картинки с изображением наиболее знакомых детям домашних и диких животных, домашних птиц (кошка и котенок, собака и щенок, свинья и поросенок, корова и теленок, лошадь и жеребенок, еж и ежонок, слон и слоненок, лиса и лисенок, гусь и гусенок, утка и утенок, курица и цыпленок, птица и птенчик).

а) Различение названий детенышей животных в импрес- сивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются две картинки на слова одной семантической группы, например, утка и утенок, гусь и гусенок. Дается следующая инструкция: «Покажи, где гусенок? А где гусь?» И т. д.

б) Употребление названий детенышей животных в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных». Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у гуся? ... у утки?» И т. д.

3. Образование прилагательных от существительных.

а) Образование относительных прилагательных.

Задание 1. Материалом служат словосочетания, обозначающие, из чего сделан предмет: стол из дерева, кукла из соломы, шапка из меха, шарф из шерсти, ножницы из металла, мяч из резины, салфетка из бумаги, чайник из фарфора, ключ из железа, ком из снега, сумка из кожи, коробка из картона, труба из кирпича, подушка из пуха, платье из шелка, платье из ситца.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Банка сделана из стекла, поэтому мы говорим: «Банка стеклянная». Затем дается следующая инструкция: «Скажи, если стол сделан из дерева, то какой он?» В случае затруднений повторяется предыдущий пример словообразования или называется 1-2 слога слова (де-, дере-).

Задание 2. Материалом исследования являются следующие словосочетания: лист березы, лист осины-, лист дуба, лист клена, шишка сосны, шишка ольхи, варенье из вишни, варенье из яблок, варенье из малины, варенье из груш, варенье из черники, суп из грибов.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Скажи, как называется лист березы, какой он.» В случае затруднений воспроизводится 1-2 слога слова (бе-, бере-).

б) Образование качественных прилагательных.

Речевой материал, процедура и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы: «Как назвать лису за хитрость? Какая она? Как называют волка за жадность? Какой он? Если днем мороз, то как можно назвать такой день? Какой он? Если светит солнце, то как называют такой день? Какой это день?» В случае затруднений осуществляется помощь со стороны экспериментатора, называется первый слог слова, например, хит-, трус-.

в) Образование притяжательных прилагательных. Речевой материал: словосочетания (лапа лисы, лапа волка, лапа медведя, сумка мамы, сумка папы, сумка бабушки, сумка дедушки).

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Скажи, как называется лапа лисы. Чья это лапа?» И т. д. В случае затруднений используются картинки.

При оценке выполнения заданий на грамматическое структурирование учитывались следующие критерии: правильность выполнения и способ выполнения задания. Каждое задание оценивается следующим образом: самостоятельное и правильное выполнение задания - 3 балла, правильное выполнение задания с помощью экспериментатора - 2 балла, частичное выполнение задания - 1 балл, неправильное выполнение задания даже с помощью экспериментатора - 0 баллов.

При выполнении задания на грамматическое структурирование осуществляется и изучение операции внутреннего программирования отдельного высказывания (задания по грамматическому структурированию на уровне предложения), а также исследование особенностей операции выбора и актуализации лексики (задания на дополнение предложения словом, задания по порождению отдельных высказываний, исследование словообразования).

Источник: Методика психолингвистического изучения нарушения речи у аномальных детей. Составитель: канд. пед. наук, доц. Р.И. Лалаева. Научный редактор: д-р пед. наук, проф. Л.С. Волкова. Рецензенты: канд. пед. наук, доц. Г.М. Сумченко; канд. пед. наук Л.А. Данилова. – Ленинград, 1990.