26.12.2013 23302

Глагол как часть речи. Овладение глагольной лексикой детьми дошкольного возраста

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Н.С. Валгина и Д.Э. Розенталь (2002) дают следующее определение глагола: глагол - это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и - в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения - категорией рода.

В современном русском языке различают два вида глаголов: совершенный и несовершенный. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?» и указывают на незавершенность действия, например: «решать», «читать». Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат и отвечают на вопрос «что сделать?», например: «решить», «прочитать». Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару: «зацвести» (в мае) – «зацветать» (вовремя); «спасти» (друга) – «спасать» (друга). Есть глаголы, которые не образуют форм другого вида, например, глаголы «сожалеть», «подпевать» и др. не образуют парных форм совершенного вида, а глаголы «зашагать», «ринуться» и др. - парных форм несовершенного вида. Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются в значении и совершенного, и несовершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми, например: «жениться», «казнить», «использовать».

Глаголы делятся на переходные и непереходные. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными: «Люблю родную сторону». Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет: люблю (что?). Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: «ходить» (на лыжах), «купаться» (в море), «претворять» (в жизнь).

Глаголы изменяются по наклонениям, т.е. один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, повелительного и условного наклонения. Изъявительное наклонение глагола обозначает реальное действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем, например: «читаю», «читал», «буду читать». Повелительное наклонение глагола выражает волю говорящего - просьбу, приказание, например: «читай», «говори», «зажгите». Условное наклонение глагола обозначает действия, желаемые или возможные, выполнение которых зависит от каких-то условий, например: «читал бы», «говорил бы», «зажег бы».

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Настоящее время показывает, что действие происходит в момент речи о нем, например: «светит», «прибывает». Прошедшее время обозначает действие, которое происходило или произошло до начала речи о нем, например: «светил», «прибывал». Будущее время обозначает действие, которое будет происходить после окончания речи о нем, например: «Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад». (С. Есенин.)

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить и стелить), семь глаголов на -еть (вертеть, обидеть, видеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, терпеть) и четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Эти глаголы имеют личные окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят). Все остальные глаголы относятся к I спряжению (включая брить, стелить), имеют личные окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

Категория лица указывает на говорящего («слушаю» - 1-е лицо), собеседника говорящего («любишь» - 2-е лицо), лицо, не участвующее в речи («улетают» - 3-е лицо).

Все глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными: «смеркается», «знобит», «подморозило», «вечереет» и др. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека (Л.Л. Буланин, 1983).

Как правило, в предложении глаголы выступают в роли сказуемого. В качестве связующего звена глагол-сказуемое служит одним из главных членов предложения. По определению В.В. Виноградова, «глагол является самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи» (1972, с.337). Организующая, конструктивная роль глагольного слова в предложении, влияние глагольного управления на правильность выражения смысловых отношений в словосочетаниях делают важным изучение глагольной лексики не только в плане лексико-грамматического оформления речи, но и в психологическом плане - развития мышления.

В лингвистической и методической литературе по семантике рассматриваются различные классы глаголов. Так, Т.Г. Дьяконова (1956) и А.Г. Зикеев (2002) выделяют 5 лексико-семантических групп глаголов, которые объединяются не только близостью, сходством выражаемых значений, но и особенностями их семантизации:

I группу составляют глаголы, выражающие состояние покоя. Среди них можно отметить глаголы, обозначающие положение предмета в пространстве: в вертикальном, горизонтальном или подвешенном состоянии, а для живых существ, кроме того, в положении сидя или лежа. К этим глаголам, уточняющим с помощью предложных сочетаний положение предмета, относятся слова «стоять», «висеть», «лежать», «сидеть» и др. Эти глаголы обозначают статическое состояние предмета.

Во II группу, по данным Т.Г. Дьяконовой (1956) и А.Г. Зикеева (2002), входят глаголы, обозначающие движение, перемещение: «идти», «плыть», «ходить», «лететь», «лезть», «тащить», «двигаться» и др. Если сравнить действия, обозначаемые представленными глаголами, то можно увидеть, что целесообразность использования того или иного действия зависит не только от субъекта, от его возможностей в выборе способа передвижения, но и от окружающей среды. Так, человек, который на улице «идет», по реке будет «плыть», через лесную чащу будет «пробираться» и т.д., т.е. в зависимости от окружения производить характерные движения, которые в языке находят соответствующие обозначения.

На характер движения, на его скорость влияют различные аффективные состояния человека: при тревоге он будет «выбегать» из дома; при радостном известии он не войдет, а «вбежит» или «влетит» в комнату; и т.п. Поэтому семантизация глаголов этой группы во многом зависит от конкретных условий реализации действия: кто передвигается, в какой среде, где передвигается, мотивы, причины, обусловливающие характер передвижения. Все эти общие моменты, касающиеся контекста действия, должны быть учтены при выборе способа семантизации, при создании соответствующих речевых ситуаций.

Среди глаголов, обозначающих перемещение, особую группу составляют глаголы движения, которые передают перемещение с помощью транспорта или без него. Среди них можно выделить глаголы, обозначающие перемещение только субъекта, - непереходные глаголы (идти-ходить, ехать-ездить, лететь-летать, плыть-плавать, бежать-бегать, ползти-ползать) и глаголы, обозначающие передвижение субъекта и объекта, - переходные глаголы (нести-носить, везти-возить, катать-катить и др.).

Отличие этих бесприставочных глаголов заключается в том, что первые из указанных пар всегда обозначают движение в одном направлении, а вторые - движение в двух или разных направлениях (он идет в кино - он ходит по классу). Глаголы типа «ходить», «ездить», «летать» вносят оттенок постоянства данного действия; они обозначают то, что является способностью или постоянным свойством субъекта (летчик летает, шофер ездит на машине и т.п.).

Предложения с глаголами типа «ходить», «ездить» в прошедшем времени передают информацию о законченном действии (дети вчера ходили в кино), использование в предложениях глаголов типа «идти», «ехать» в прошедшем времени придает им незавершенный характер, требует продолжения повествования (Когда дети вчера шли в музей...).

Хотя указанные выше глаголы имеют широкое распространение в русском языке, их усвоение для детей с нарушениями речи связано с известными затруднениями, обусловленными не только тем, что употребление некоторых из этих глаголов сопровождается чередованием согласных при спряжении (ходить - хожу, носить - ношу и др.) или неправильным образованием временных форм (нести - нес, вести - вел), но и специфическими лексическими значениями.

Значение глаголов становится окончательно ясным из контекста, из ситуации, которая описывается группой стоящих при этих глаголах слов, например: мальчик лег в постель; птица села на ветку. Словосочетания «в постель», «на ветку» в совокупности с субъектом действия (мальчик, птица) раскрывают смысловое содержание фразы.

Изучение глаголов движения не ограничивается знакомством с простыми, непроизводными глаголами. Их в русском языке относительно немного. Зато они имеют громадное количество префиксальных дериватов, которые постоянно употребляются в разговорной речи.

При формировании навыков понимания и употребления префиксальных образований, в первую очередь производных глаголов, первоначальное преподнесение материала должно проходить в контрастирующих парах (принести - отнести, войди - выйди), восприятие которых позволяет выделить общую корневую морфему и усвоить в сопоставлении значение приставок. На следующей ступени изучения префиксальных образований производные слова даются в системе образующих их приставок, общих для данной группы глаголов, с использованием контрастирующих пар или противопоставления производного слова и мотивирующей его основы, например: подошел - отошел, подбежал - отбежал, подлетел - отлетел и т.д., но: привокзальный - вокзальный - вокзал, приморский - морской - море и т. п.

К III группе глаголов исследователями Т.Г. Дьяконовой (1956) и А.Г. Зикеева (2002), были отнесены слова, обозначающие воздействие на предмет. В этой довольно значительной по количеству лексических единиц группе глаголов основное внимание обращено на обозначение трудовых процессов. В данной группе прежде всего выделяются глаголы-«профессионализмы», обозначающие те или иные трудовые операции, которые связаны с разными профессиями, например: врач лечит, тракторист пашет.

Тесно связаны с ними глаголы, обозначающие операции, которые производятся отдельными инструментами: пилит пилой, красит кистью.

Создание объекта может быть передано или глаголами общего значения (делать, работать, производить, изготавливать и др.), или глаголами с конкретным значением, указывающими на специфические для данного объекта действия (сделать платье - сшить платье, сделать домик - построить домик; приготовить обед - сварить обед).

К IV группе относятся глаголы, которые обозначают речевую и мыслительную деятельность, к V группе - процессы восприятия, физическое или эмоциональное состояние человека, его поведенческие действия. Наиболее многочисленны глаголы, обозначающие речевую деятельность. Здесь можно выделить глаголы, выражающие собственно процесс говорения без дополнительной характеристики (говорить, повторить, спросить, ответить, и др.). Эти слова в эмоциональном отношении нейтральны.

В целом семантика глагола значительно сложнее, менее конкретна, что обусловлено его основной ролью в системе языка: в синтаксисе глагол представляет собой семантический и структурный центр предложения, выражает предикативные категории и определяет семантику связанных с ним компонентов; глагол формирует крупные лексические классы, семантически притягивает и организует в определенную систему именную лексику. «Выражая понятие признака, свойства относимого ... к определенному лицу, предмету, глагол, как предикатное имя по самой своей природе семантически недостаточен, ибо им наименование обозначаемого действия задается относительно двух основных предметных сфер - сферы субъекта и сферы объекта» (А.А. Уфимцева, 1980, с.43).

Итак, реально существующие предметы наделены определенными свойствами и в силу этого могут производить те или иные действия или испытывать какие-либо состояния. Эти действия или состояния, будучи отвлечены от предметов, выражаются в речи с помощью глаголов.

Далее рассмотрим освоение глагольных категорий детьми дошкольного возраста.

В.В. Гербова (1970), исследуя использование детьми 2-3 лет в речи глаголов, утверждает, что дети этого возраста используют глаголы чаще, чем другие части речи. У детей до 2,5 лет они составили 37% от числа всех слов, у детей второго полугодия третьего года - 28,5%. Глаголы представлены в речи детей в следующем отношении:

1. Глаголы, часто встречающиеся в обиходной жизни взрослых и детей: а) глаголы, характеризующие взаимоотношения ребенка и взрослого, ребенка и сверстников - 12,2% всех употребляемых детьми слов; б) слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет - 8,6%; в) слова, обозначающие действия, характеризующие поведение окружающих взрослых - 5,3%; г) глаголы, характеризующие повадки знакомых ребенку животных - 1,8%.

2. Названия действий, редко встречающихся в практике ребенка, глаголы, выражающие психическое состояние человека - 4,9%.

Исследование выявило и противоположный факт, свидетельствующий о том, что «ассортимент» используемых глаголов беден. Половину (53%) из них составили 24 глагола, повторяющихся в разных временных формах, лицах, наклонениях. Эти глаголы, которые были названы «ходовыми», распределились так:

1. Глаголы, отражающие взаимоотношения ребенка с окружающими, -25,1% (давать - 9,2%, идти - 3,4%, смотреть - 2,6%, ломать - 2%, трогать - 1,8%, брать - 0,9%, садиться - 1,6%, играть - 1,4%, гулять -1,3%);

2. Глаголы, связанные с событиями, доставившими ребенку радость (ехать, кататься - 6,6%, покупать - 2,4%, видеть - 1,1%) либо огорчение (падать - 1,1%, плакать - 1,1%, болеть - 1,1%, ушибаться - 0,8% и др.);

3. Глаголы, связанные с процессом одевания - 8,7%;

4. Глаголы, связанные с удовлетворением потребности в сне (2,2%), в еде (2,8%).

В.В. Гербова считает, что однообразие глаголов, используемых детьми в сфере общения, как и экономия словесного выражения - результат педагогической недоработки, недостаточно организованной речевой практики ребенка. При дефектах воспитания бедность терминов, обозначающих признаки предметов и действий, слабо развитая глагольная синонимия, неточное употребление слов наблюдаются у детей старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста. При этом потребность в точной, образной характеристике событий, явлений, переживаний не появляется сама по себе: ее надо пробуждать, стимулировать, формировать.

Длительное наблюдение и тщательный анализ детской речи, проведенные А.Н. Гвоздевым (1961), позволили автору представить поступательный ход овладения глагольными формами в онтогенезе.

Подготовка к усвоению глагола у детей с нормальным развитием речи начинается с периода первых слов. Уже в период однословных предложений (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) имеются слова, обозначающие действия. В период появления двухсловных предложений (1 год 8 месяцев - 1 год 10 месяцев) наблюдается обозначение действий, совершаемых субъектами (папа сидит). Однако интенсивное усвоение глагольных категорий происходит с 1 года 10 месяцев-2 лет. Причем большая часть глагольных форм формируется за короткий срок почти одновременно, и лишь некоторые усваиваются значительно позже, вплоть до младшего школьного возраста.

Личные формы глагола появляются очень рано, среди первых слов. Однако настоящие личные глагольные формы, имеющие соотносительные пары, возникают около 1 года 11 месяцев.

Употребление формы отдельных времен в речи нормально развивающихся детей наблюдается примерно в 1 год 10 месяцев. Следует отметить, что одновременно появляется настоящее время (в форме 3 лица единственного числа) и прошедшее время (в форме женского рода). Затем усваивается первое и чуть позднее второе лицо настоящего времени (после двух лет).

Последовательность возникновения в речи форм глагола множественного числа такая же, что и в единственном числе. Завершается этот процесс в возрасте 2 лет 9 месяцев.

Усвоение изменений глагола по родам в прошедшем времени происходит довольно медленно в следующей последовательности: женский род - мужской род (около 2 лет), средний род с ударным окончанием -о (2 года 6 месяцев). В целом после 2 лет 4 месяцев при существительном род глагола употребляется правильно. Следует отметить, что к 5 годам у нормально развивающихся детей формируется способность к самостоятельному образованию глаголов, однако могут сохраняться отдельные нарушения чередования фонем в основах глаголов при создании новых форм.

На ранних этапах речевого развития глаголы дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но уже к середине года во второй младшей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».

Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).

Словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно разнообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4-5 лет становятся регулятором поведения детей.

Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без просу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей.

Таким образом, А.Н. Гвоздев (1961) отмечает, что появившиеся названия действий используются в той форме, в какой они чаще всего воспринимаются от окружающих, т. е. в форме инфинитива или императива, побуждающего ребенка к тем или иным действиям или запрещающего их. Появившиеся названия действий первоначально употребляются в какой-либо одной неизменяемой форме (чаще в инфинитиве) и относятся на конец предложений. В течение какого-то времени глагол не согласуется с тем словом, к которому он относится. С появлением в речи ребенка двух-трех форм одного и того же глагола (спи - спит - спал) устанавливается согласование между субъектом и предикатом сначала в числе, несколько позже в лице и роде. К началу формирования словоизменения глаголов их запас в речи ребенка достигает 50.

У части воспитанников старших и подготовительных групп в самостоятельных высказываниях заметно возрастает по сравнению с пятым годом жизни число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что естественно усложняет грамматический строй. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. Как показали наблюдения А.Н. Гвоздева (1949, 1961), дети 5-7 лет, которые в самостоятельных высказываниях употребляют достаточное количество глаголов, легче домысливают сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.

В целом, анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что глаголы играют важную роль в речевом и умственном развитии ребенка. Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Умение выделять действия и обозначать их соответствующим словом влечет за собой более быстрое развитие всех мыслительных операций, способствует появлению и развитию понятийного мышления.

Список литературы:

1 Буланин Л.Л. Структура русского глагола как части речи и его грамматические категории. // Спорные вопросы русского языкознания. Теория и практика. Л., 1983. - С.56-70.
2 Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М: Логос, 2002. - 528с.
3 Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). - М., 1972. - 324с.
4 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
5 Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. / Под ред. С.И. Абакумова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. -Ч.1. - 268 с. - Ч.2. - 192 с.
6 Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ, 1970. - С.44-47.
7 Дьяконова Т. Г. Словарь письменной речи учащихся 1 и 2 классов / Под ред. Н. С. Рождественского. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 68 с.
8 Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. - М.: Просвещение, 2002. - 176с.
9 Уфимцева А.А. Семантика слова. // Аспекты семантических исследований. - М., 1980. - С.43-49.