26.08.2010 7613

Нарушения внимания детей с задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста и пути их коррекции – проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Внимание занимает особое место среди психических явлений. Оно всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению эффективности таких познавательных процессов как восприятие, память и мышление, проявляясь как бы внутри их. С ним связаны точность, полнота восприятия (В.В. Богословский, 1981).

А.А. Люблинская (1971) подчеркивала, что внимание - не специальная форма психической деятельности, но оно включается в любой психический процесс и совершенствуется в различных видах деятельности ребенка, правильно организованной взрослыми.

Кроме того, подробное изучение роли внимания в психической деятельности И.В. Страховым (1992) показало, что функции внимания разнообразны. Оно является непременным психологическим условием продуктивности во всех видах деятельности человека. Ослабление интенсивности и устойчивости внимания быстро влечет за собой снижение качественных и количественных показателей работы; усиление же внимания и его оптимизация является психологическим условием повышения продуктивности деятельности человека.

Об активном внимании как средстве познания окружающей действительности пишут Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, Ю.Б. Дормашев, В.Л. Романов, А.Н. Леонтьев, А.А. Осипова, Л.И. Малашинская, К.К. Платонов, И.В. Страхов и др.

Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными К.С. Лебединской, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовским, Н.А. Цыпиной, Л.И. Переслени, В.В. Лебединским, И.Ф. Марковской, У.В. Ульенковой и другими. Все они неизменно отмечают у детей с задержкой психического развития неустойчивое внимание, импульсивность, повышенную отвлекаемость, рассеянность, трудность привлечения и невозможность длительной концентрации внимания. Произвольное внимание у таких детей формируется с большим трудом. Недостатки организации внимания обусловлены слабым развитием интеллектуальной активности, несовершенством навыков и умений самоконтроля, а также интереса к учению. Однако, несмотря на то, что проблема внимания детей с ЗПР рассматривалась в специальной литературе, она разработана сравнительно мало, а современных экспериментальных исследований внимания у младших школьников с задержкой психического развития практически нет, что представляет трудность для проведения коррекционной работы. Именно поэтому особенности внимания детей с ЗПР, и определение оптимальных путей коррекции нарушений внимания у данной категории учащихся определили актуальность и стали темой данного исследования.

Объект исследования: внимание младших школьников с ЗПР.

Предмет исследования: состояние и особенности произвольного зрительного внимания младших школьников с задержкой психического развития.

Проблема исследования отражает поиск наиболее эффективных путей и методов коррекции нарушенного внимания учащихся с психическим недоразвитием.

Основной целью исследования является выявление специфических особенностей внимания младших школьников с задержкой психического развития и определение наиболее эффективных методов и приемов коррекционной работы, направленных на развитие разных свойств внимании у данной категории учащихся.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1) изучение и анализ методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

2) составление диагностического комплекса для исследования внимания младших школьников;

3) выявление особенностей различных свойств внимания младших школьников с ЗПР;

4) сравнительный анализ особенностей и уровня сформированности зрительного внимания младших школьников с ЗПР и их сверстников с нормальным развитием;

5) анализ проявления нарушений внимания учащихся с ЗПР в учебной деятельности;

6) определение наиболее эффективных средств и методов коррекции нарушенного внимания у учащихся с психическим недоразвитием.

В ходе работы используются следующие методы исследования:

1) Теоретический метод исследования - включает в себя изучение литературы по теме исследования. Применение этого метода позволяет конкретизировать цель и задачи, определить гипотезу исследования, а также подобрать диагностические задания.

2) Организационный метод – организация исследования, выбор базы исследования, отбор испытуемых детей в экспериментальную и контрольную группы.

3) Метод изучения документации (анамнестических данных, личных дел) - использование этого метода является источником получения фактических данных и позволяет выявить особенности развития ребенка.

4) Метод наблюдения - широко используется как в общей, так и в специальной педагогике. В ходе использования данного метода выявляется степень познавательной активности детей и общее представление о психолого-педагогических особенностях детей, участвующих в эксперименте.

5) Эмпирические методы (констатирующий психолого-педагогический эксперимент, тесты, анкеты, диагностические задания). Данные методы используются при диагностике особенностей внимания школьников.

6) Сравнительный метод – позволяет определить состояние внимания учащихся младших классов с ЗПР в сравнении с их сверстниками, имеющими нормальное психическое развитие.

7) Обрабатывающие методы – количественный анализ полученных данных.

8) Интерпретационные методы – метод качественного анализа результатов деятельности, обсуждение результатов экспериментального исследования, формулирование обобщающих выводов.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что процесс внимания у младших школьников с задержкой психического развития развивается слабо и имеет свои специфические особенности; при этом нарушенными оказываются все основные свойства произвольного зрительного внимания.