26.08.2010 4843

Нарушения словесно-творческого воображения у младших школьников с нарушением зрения и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психологический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности человека, его поведение в целом. И особенно актуально это для людей с нарушением зрения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, А.Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является усвоением творческого преобразования имеющихся у детей знаний, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Под воображением, вышеуказанные авторы, понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

В то же время специальные исследования свидетельствуют о наличии трудностей функционирования процессов воображения у лиц с нарушением зрения, связанных как с бедностью представлений, так и трудностями трансформации образов воображения. При этом в специальной литературе (А.Г. Литвака, Н.Г. Морозовой, В.М. Сорокина и др.) указывается на то, что процесс воображения у лиц с нарушением зрения необходимо корректировать. Специальными исследованиями доказана возможность развития и коррекции воображения у лиц, находящихся в условиях зрительной депривации. В коррекционно-образовательных учреждений для лиц с нарушением зрения воображение развивается на таких общеобразовательных уроках, как литература, изобразительное искусство и т.д., и на коррекционных занятиях, направленных на коррекцию познавательной деятельности. Особенно значительную роль в развитии воображения учащихся играет литература как учебный предмет, так как восприятие художественных произведений связано с работой воображения вообще и словесно-творческого в частности. В то же время ограниченный запас информации, трудности трансформации образов приводит к снижению уровня развития словесно-творческого воображения слепых и слабовидящих.

Для решения задач развития и коррекции словесно-творческого воображения необходимо изучить особенности словесно-творческого воображения у лиц с нарушением зрения. Несомненно, особый интерес представляет исследование словесно-творческого воображения у детей с нарушением зрения, так как нарушение зрения и вторично возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов. Дети с нарушением зрения с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития словесно-творческого воображения. Ограниченность общения со взрослыми и нормально видящими сверстниками лишает детей с нарушением зрения необходимого объема информации и знания приемов реконструкции представлений. Поэтому процесс воображения в данном случае выполняет помимо отражательной, еще и компенсаторную функцию.

Проблемой словесно-творческого воображения в общей литературе занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Крутецкий и др. В специальной литературе изучение проблемы развития словесно-творческого воображения у лиц с нарушением зрения практически не исследовано, исключения составляют работы И.П. Чигриновой, Г.В. Никулиной, в которых есть наработки, связанные с общими вопросами развития словесно-творческого воображения у детей с нарушением зрения, что и послужило теоретической базой для экспериментального исследования.

Исходя из сказанного, следует признать актуальной проблему изучения словесно-творческого воображения у детей с нарушением зрения.

Объектом исследования является словесно-творческое воображение у младших школьников с недостатками зрения.

Предметом исследования являются продукты словесно-творческого воображения у младших школьников с нарушением зрения.

Целью исследования является изучение особенностей словесно-творческого воображения у младших школьников с нарушением зрения и разработка путей коррекционно-развивающей работы, направленных на улучшение словесно-творческого воображения данной категории учащихся.

В связи с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) Изучение общей и специальной литературы по проблеме словесно-творческого воображения.

2) Выявление особенностей словесно-творческого воображения у младших школьников с нарушением зрения.

3) Определение путей, направленных на повышение качества продуктов словесно-творческого воображения, и проверка их эффективности.

Гипотеза исследования состоит в том, что словесно-творческое воображение у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения имеет ряд особенностей, обусловленных своеобразием их познавательной деятельности, и специально организованная работа позволяет устранять трудности, что обеспечивает повышение уровня продуктов словесно-творческого воображения.